Два бухгалтера

Крупнейший английский философ XIX века Дж. С. Милл писал, что в основе каждого государства должно быть «нечто установленное, нечто постоянное, что неоспоримо; нечто, что по всеобщему согласию имеет право быть в основании и защищено от посягательств». Идея хороша. Однако ничего постоянного, не поддающегося деформации в природе не существует.

Надежда на такую основу — иллюзия. Сейчас через процесс отказа от своих базовых принципов проходит вся западная цивилизация.
Новые времена в христианском мире начались сто лет назад Первой мировой войной. Людям — многим миллионам мужчин — было разрешено и приказано вспарывать животы штыками, душить отравляющими газами, убивать любым способом анонимов, ничего плохого никому не сделавших. Эта война стала началом ломки базиса, на котором покоился западный мир, — христианской морали.
Во время и после той войны два народа — русские и немцы — кардинально поменяли свою основу, о которой писал Милл. Отринута была Библия, формализовавшая десятью заповедями мораль. Русские и немцы постановили, что в запрете на убийство ничего абсолютного нет.
Тут дело не в конкретной идеологии. Замены христианских основ морали у немцев и русских различались. У немцев этой заменой стала форма националистического язычества, у русских — материалистическая квазинаука. И группы людей, которых убивали те два народа, не были похожи. Общее для обеих стран: когда государственная идеология отменяет базовую мораль, разрешая и понуждая убивать — широкие народные массы принимают новую мораль всем сердцем.
Десятки миллионов жертв коммунизма требовали многих миллионов доносчиков, «следователей», конвоиров, охранников, исполнителей и воспевателей убийств согласного с террором народа. Историк Даниэль Гольдхаген в своих книгах показывает, что подавляющее большинство немцев и немок охотно участвовали в свершении Холокоста. Изменение моральных норм общества оказалось делом несложным.
Сын церковного старосты Адольф Эйхман в родной Австрии работал бухгалтером. Вступив в СС, перед войной он занимался организацией эмиграции евреев из рейха. После Ванзейской конференции 20 января 1942 года, принявшей программу «окончательного решения еврейского вопроса», на которой Эйхман был секретарём, он в невысоком звании подполковника был переброшен в сектор уничтожения евреев. Эйхман заведовал отделом гестапо, занимавшимся депортацией в концлагеря. Работа почти бухгалтерская: расписания, сметы, графики. В августе 1944-го он представил Гиммлеру доклад о проделанной работе — об уничтожении 4 миллионов евреев. В последнем слове перед казнью, 1 июня 1962 года, провозгласив славу Германии, Эйхман объяснил: «Я был обязан выполнять правила войны и служил своему знамени».
Понятно, Эйхман лгал: правила войны запрещают убивать мирное население. Но он следовал морали, возложенной на него обществом. В его крайнем случае эта новая мораль должна была полностью соответствовать природе его души.
Иная история другого бухгалтера — лондонского банковского служащего Николаса Уинтона. 23 декабря 1938 года он с другом вместо Швейцарских Альп почти случайно оказался в Праге. Уинтона попросили помочь вывезти из Чехословакии еврейских детей. И Никки взялся за дело.
В Англии в это время функционировала организация, добившаяся разрешения ввозить в страну еврейских детей из Германии и аннексированной ею Австрии. Детьми из Чехословакии эта организация заниматься отказалась. Спасением этих детей занялся Уинтон.
Организационная работа оказалась почти как у Эйхмана: Никки составил списки (около двух тысяч имён), обеспечил транспорт и нашёл места для прибывающих детей. Напечатав на листах бумаги «Британский комитет помощи беженцам. Детская секция», Уинтон разослал на этих бланках запросы по всем мыслимым адресам: кто готов принять еврейского ребёнка из Чехословакии? Согласных нашлось достаточно.
15 марта 1939 года Прага оказалась оккупированной, но немцы не препятствовали вывозу детей. Николас Уинтон спас 669 жизней.

Николас Уинтон с одним из спасенных им детей
Николас Уинтон с одним из спасенных им детей

3 сентября 1939 года должен был быть отправлен самый большой транспорт — 250 детей. Дети уже были в вагонах. Их ждали в 250 семьях. Но в этот момент Англия объявила войну Германии…
Уинтон совершил подвиг. Подвиг незвонкий: он не прыгал в ночь на парашюте, не перекусывал щипцами колючую проволоку. Всего лишь составил списки, нашёл адреса, отправил письма…
Что поместило двух бухгалтеров из двух цивилизованных стран, занимавшихся своим бухгалтерским делом, на разные края человечества — одного среди чудовищнейших злодеев, другого — среди праведников? Уверен: рационального ответа на этот вопрос нет. Объяснение нужно искать в мистике.
Читали ли вы книгу выдающегося раввина современности Адина Штайнзальца «Роза о тринадцати лепестках»? Если нет — очень советую. Рав разъясняет, что «физический мир, в котором мы живем и который воспринимают наши органы чувств, — всего лишь часть невообразимо огромной системы миров. Большинство их духовны по своей природе… они существуют в других областях пространства — точнее было бы сказать, что они существуют в других измерениях бытия… происходит настолько глубокое взаимопроникновение и взаимодействие различных миров, что они становятся как бы составными частями друг друга… каждый из них служит отражением другого… сам отражается в ином мире, стоящем выше или ниже его, — изменяясь, преобразуясь и даже искажаясь под влиянием такого взаимодействия».

Немецкие офицеры издеваются над раввином
Немецкие офицеры издеваются над раввином

Мир, в котором мы находимся, называемый каббалой «миром действия», — «всего лишь часть общей системы мироздания, включающей в себя четыре различных мира… именуемых — по нисходящей — “излучение”, “творение”, “созидание” и “действие”… Существ, населяющих мир созидания (следующий к нашему) и функционирующих в нем так же, как мы в мире действия, обычно называют ангелами».
Симметрично к названным мирам святости находятся противоположные миры: «существуют возможности контактов между нашим миром и мирами, расположенными под ним, которые называются “сферами зла”, “мирами клипы”… в которых имеются свои иерархические системы зла, одна над другой (вернее, одна под другой), причем зло становится все более сильным и очевидным на каждом последующем уровне… хотя сам по себе мир действия — мир нейтральный, в определенном смысле он принадлежит мирам зла…»
Из картины, представленной равом, становится понятным, что все духовные явления в нашем «мире действия» связаны или с высшими «мирами святости», или с низшими «сферами зла». Духовные системы нацизма, коммунизма, многочисленные исламские течения — «Мусульманские братья», «Аль-Каида», ИГ и прочие — принадлежат, очевидно, к «сферам зла». И поэтому из представлений каббалы становится ясным, что обречены на неудачу попытки найти с ними компромисс. Такой компромисс окажется также принадлежащим «сферам зла». Подписавшие «мюнхенский сговор», «ословский аккорд», «иранский ядерный договор» переместились в эти сферы.
Душа человека может находиться в нейтральном мире «клипа нога» и разными своими импульсами связываться с разными духовными мирами. Так, в известном фильме «Пианист» нацист, восхищённый игрой еврея на рояле, спасает того. Любовь к музыке связала нациста в этом его действии с «миром святости». Хотя другие его импульсы могли быть из «сфер зла».
Наверное, корень иных душ находится априорно не в нашем мире, а в мирах святости или зла. Иной человек рождается святым, другой злодеем. Последним был рождён, например, Иван Грозный, который ребёнком, пишет историк, развлекался тем, что забирался на башню Кремля и сбрасывал оттуда вниз кошек и собак. Но душа человека может соединиться со «сферами зла» и под влиянием общества. Это происходит в периоды, когда деформируется духовная основа общества, о пагубности чего предупреждал Дж. С. Милл.
Вернёмся к нашим бухгалтерам. То, что мы читаем о личности Эйхмана вне его службы, не ужасает. После войны, рискуя, он вернулся из Аргентины в Европу, чтобы выручить свою семью. По поверхностной оценке Ханны Арендт, «Эйхман не был чудовищем или какой-то психопатологической личностью. Он был ужасно, невероятно нормальным человеком…» Только организовал убийство 4 миллионов евреев… Корень его души, или его ангел (вероятно, это разные названия одного и того же, трудно определяемого), вёл Эйхмана в 1932 году в члены СС, затем по ступеням карьеры в руководители уничтожения евреев. Этот его ангел поднялся в наш мир из глубин «сфер зла».

14332928632_a7f47f41ed_b

Социально и профессионально Николас Уинтон принадлежал к тому же слою общества, что и Эйхман. Также являлся христианином, хоть по крови был евреем. Но его ангел, как проявилось зимой 1938–1939 годов, пришёл в наш мир из «сфер святости».
Ныне поражённый мир наблюдает удивительный феномен: многочисленные молодые арабы и арабки жертвуют жизнью за возможность пырнуть ножом старика-еврея или женщину — зеркальное отражение понятия подвига из мира традиционной морали, опрокинутое в мир зла. При этом, так как святость проявляется в мире действия зачастую через евреев — через наши духовные поиски, через наше Б-гослужение, то проявление «сфер зла» в нашем мире также часто направлено против евреев. Так было и во времена нацизма, и коммунизма, и ныне агрессивного исламизма.
Евреи всегда понимали это. В ежевечерней молитве мы просим Всевышнего: «Защити нас от Сатаны (это, очевидно, какое-то концентрированное проявление сил зла), который перед нами и позади нас». Поэтому не должно надеяться на химеры «мирного процесса», «двух государств для двух народов». Соглашения со злом — также в «сферах зла».
«Сферы зла» — метафизическая реальность. Это надо понимать и быть готовыми противостоять этим сферам, как противостояли им — когда более успешно, когда менее — наши предки во все времена. Выбора нет — такова структура миров.
Борис ГУЛЬКО

Борис Гулько. Путешествие с пересадками. Три книги воспоминаний
397 страниц, включая фотографии. Очерки о чемпионах мира от Ботвинника до Каспарова и других великих шахматистах.
Стоимость 26 долларов, включая пересылку по США и Канаде.

Борис Гулько и Генна Сосонко. Юрий Разуваев
Очерки о гроссмейстере и педагоге, а также о шахматной жизни в СССР. 159 страниц, включая фотографии.
Limited edition. Стоимость 15 долларов, включая пересылку по США и Канаде.

Заказать книги можно у автора: gmgulko@gmail.com.
Книги продаются также на Amazon и Amazon Europe.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 6, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Борис Гулько

Иерусалим, Израиль
Все публикации этого автора

3 thoughts on “Два бухгалтера

  1. Ув. г-н Гулько, спасибо за отличную статью. Ваша замечательная аллегория «двух бухгалтеров» — Добра и Зла достойна отдельной книги. Статья актуальна на фоне продолжающихся событий во Франции.

    К большому сожлению господствующий наивно-левый «Mainstream» на Западе твердо уверен в том, что он находится в «Мире святости», а деятели радикального, реально существующего ислама, Islamic State, Boko Haram & Со. находятся в пути где-то между «Нейтральным миром» и «Миром святости». Согласно левой догме о том, что все люди добрые и равные, делается вывод, что заблудшие овечки могут легко перейти на тропу добра, стоит их только немножко подкормить и обучить правилам хорошего тона. В качестве провокации даже считается применение слова «исламист», признание ислама, как источника террора.
    Запад считает, что в силу своей абсолютной принадлежности к «Миру святости» не должен вообще иметь врагов, или же, когда на улицах мирных городов рвутся бомбы, это результат собственных грехов и проступков, недостаточности толерантности и любви к обиженым и угнетенным. Единственным лекарством от всех болезней они видят в уступках и поблажках. Немецкий журналист Tim Tressel на днях написал: «Западное общество создало и живет в изолированном эгоцентрическом мирке. Мы считаем каждого врага, который вошел снаружи, за собственного демона».

    Видимо Западное общество, которое считает себя воплощением «Мира святости», должно осознать, что перевоплощается в часть «Сферы зла», так как капитуляция перед Злом делает Запад сообщником и частью «Мира Зла».

  2. Сегодня в статье одного из ведущих нем. журналов «Der Spiegel», с мажорным оптимизмом прославляется гениальная инициатива кучки жителей-христиан квартала Molenbeek (почтовый индекс 1080) в столице Европы Брюсселе: «Je suis 1080» — Демонстрации Мира, с обычными для такого рода хеппенингов свечами, песнями, заверениями в любви и дружбе к исламской радикальной мишпухе. «Мы хотим доказать, что мы обычный мирный квартал города», заявляют организаторы.
    В квартале (90.000 человек) имеются 22 мечети и одна церковь, три участника недавней бойни в Париже проживали в «1080». Квартал давно превратился в «no go area», куда полиция боится сунуть нос, где правит шария и безпредел.
    Журналисты убеждены, что жители квартала нуждаются в особой заботе и сочуствии, необходимо предпринять все меры против демонизирования невинных жителей квартала «1080».

    http://www.spiegel.de/politik/ausland/molenbeek-in-bruessel-bewohner-wehren-sich-gegen-bezeichnung-terroristen-viertel-a-1063311.html

  3. » В ежевечерней молитве мы просим Всевышнего: «Защити нас от Сатаны (это, очевидно, какое-то концентрированное проявление сил зла), который перед нами и позади нас». Поэтому не должно надеяться на химеры «мирного процесса», «двух государств для двух народов». Соглашения со злом — также в «сферах зла».
    «Сферы зла» — метафизическая реальность. Это надо понимать и быть готовыми противостоять этим сферам, как противостояли им — когда более успешно, когда менее — наши предки во все времена»
    М-р Гулько, можно подробнее расшифровать эти Ваши слова? Молитвами против врагов?

Comments are closed.