Наша творческая группа в рамках организации «Свет Авраама» решила внести «новый свет» в празднование наступающей Хануки.
В начале маленькое замечание. У заповеди ханукальных свечей есть два аспекта: галахический (закон) и выразительный (идеи, стоящие за процессом). Галахически мы зажигаем в светильнике живой огонь в виде свечей или фитиля в масляном флаконе, чтобы выполнить заповедь. Одна из выразительных целей этого светильника — «пирсума ниса», что в переводе с иврита означает «распространение информации о чуде» (в современном иврите слово «пирсума» используется так же и как «реклама» — то есть как бы «реклама чуда»), или ещё лучше перевести как «привлечение внимания к чуду».
Итак, кроме зажигания официально-галахического светильника мы имеем полное право использовать также и другие формы светильников, чтобы привлечь внимание к чуду. Поэтому снаружи синагоги как в публичном месте можно дополнительно к масляному светильнику зажигать различные электрические версии со «спецэффектами».
В этом году мы решили развить эту идею. У нас с равом Тамиром есть большой друг — талантливый художник, педагог, мыслитель и вообще очень креативный человек Леон Белоконь (он родом из Одессы, живёт и преподаёт в Бруклине). Я заказал ему подумать над реализацией подхода, и он принёс нам целую коллекцию очень интересных идей. Одна из них нам всем очень понравилась, и мы начали её общими усилиями реализовывать.
Он предложил для «рекламы чуда» с помощью света использовать лучи, исходящие из подобия театральных прожекторов. Эти лучи (от 1 до 8) будут направлены вниз — от ханукии к тротуару перед синагогой и также будут создавать еще и световые пятна (от 1 до 8) перед зданием синагоги. И даже если приземлённый человек посмотрит вниз, он обратит внимание на «световые поляны», поднимет голову, увидит лучи и светильник и как бы просветлится.
Ещё раз напомню, что мы имеем право добавлять к стандартным светильникам любые уместные новые формы.
Мы нашли в Интернете неплохой вариант светильников, заказали его и будем экспериментировать со «спецэффектами». Должно получиться очень выразительно, что позволит усилить дух Хануки, а также реализовать идею света, спускающегося Свыше в наш, нижний мир.
До начала Хануки еще почти месяц, так что мы рекомендуем коллегам из других синагог позаимствовать наш опыт и, возможно, обыграть его своими идеями и средствами.
Для справки: евреи в контексте Хануки проходили через несколько исторических этапов.
1. Сначала евреи праздновали Хануку в своей среде и поэтому выставляли светильники на окно, чтобы прославить чудо среди своих.
2. Потом евреи оказались среди враждебных народов и стали прятать свет внутрь дома и ставить ханукию не на окно, а на стол, чтобы не провоцировать окружающих.
3. Сейчас подавляющее большинство евреев живут среди цивилизованных народов, и «прославление чуда» вполне уместно вынести снова наружу — и для своих, и для всех доброжелательных соседей.
И здесь мы можем проявить креативность. Тем более что в этот период — в декабре — христианские народы празднуют Рождество и Новый год и многие украшают световыми гирляндами не только внутреннее пространство дома, но и выносят свой свет наружу весьма креативными средствами.
И здесь мы, как евреи, вполне можем проявить себя в самом позитивном и доброжелательном виде, также подчёркивая несколько идей: синагоги как источника света; света, спускающегося из высших миров к нам, и т. д.