Мы с коллегами изучаем тему множественности проявлений единого Б-га. Есть интересные параллели между каббалой и христианством. И я сейчас попробую сделать «авантюрную» попытку вместить глубокие вещи в крошечный размер этой статьи.
Одним из критериев сложности является разнообразие. Помните анекдот про землекопа, который на вопрос «Что вы умеете?» отвечал: «Могу копать, а могу не копать»? Это пример минимального разнообразия.
Б-г — это наиболее сложный субъект в мире, гораздо сложнее, чем человек или даже чем общество. Поэтому Б-гу должно быть присуще максимальное разнообразие проявлений. Но в отличие от человека Б-г невидим. И если один человек на Ваших глазах ведет себя по-разному, мы можем понять, что за разными проявлениями стоит один субъект.
В случае невидимого Б-га существует реальная опасность приписать проявления разным силам. Из-за этого в древности было распространено многобожие, с которым боролся иудаизм.
История (назовем это так) организовала очень странный сценарий. Из иудаизма возникло христианство (и Иисус, и Павел были еврейскими авторитетами), в котором ключевым аспектом является «троица». С другой стороны, иудаизм в своей мистической форме (каббала) активно использует концепцию сфирот как проявление Б-га. Античная философия предложила использовать слово «эманация». Также возникло слово «ипостась» с подобным значением. При этом иудаизм ополчился на христианство, считая христианскую «троицу» противоречащей единству Б-га.
В чем может быть один из корней противостояния?
Сфирот — это один из способов изучения множественности Б-жественного проявления. И внутри сфирот очень много триад. По «вертикали» это три линии: левая, правая и центральная. По «горизонтали» это три «этажа»: кетер, хохма, бина (или хохма, бина, даат) — верхний этаж; хесед, гвура, тиферет — средний этаж; нецах, ход, йесод — нижний этаж. При этом каждый из трех этажей содержит свою триаду. И кстати, согласно сюжету Торы к Аврааму приходили в гости три ангела.
Почему же иудаизм был против «троицы» но за «триады»?
Вариант ответа: простому человеку тяжело воспринимать единство невидимого Б-га, и поэтому в неподготовленном сознании Б-г будет как бы распадаться на три автономные части. А каббалистам разрешили мыслить в категории троичности, так как каббалист — не простой человек, а «сложный», то есть продвинутый. И каббалист даже работает в сложной схеме/матрице — 3 х 3 элемента. А христианство допустило до идеи троичности простые массы и этим подвергло их опасности профанации, при которой в неподготовленном сознании Б-г будет распадаться.
Мы видим это в том, что для простых христиан ипостась «Б-га сына» почти вытеснила остальные две ипостаси, что плохо. Но на самом деле «Б-г сын» — это, другими словами, «Б-г с человеческим лицом», то есть самая доступная часть из ипостасей Б-га. Можно сказать, что «Б-г сын» — это (в том числе) «Б-г для начинающих».
Правильная религия должна помогать человеку не останавливаться на начальном уровне, а выходить на более высокие ипостаси Б-га. Среди продвинутых христианских мыслителей существуют очень глубокие теории работы с ипостасями Б-га.
Можно высказать гипотезу, что будет чрезвычайно эффективно устроить обмен опытом между каббалистами, работающими со сфирот, и христианскими мудрецами, работающими с ипостасями. И также важно прекратить взаимные нападки иудеев и христиан на почве темы множественности проявлений Б-га. Это поможет объединению усилий двух главных духовных сил, чтобы добиться прогресса человечества.