8 ноября премьер-министр Биньямин Нетаниягу вылетел с визитом в США.
На сегодня, 9 ноября, у израильского премьера запланирована встреча в Белом Доме с президентом Бараком Обамой.
Это — первая встреча лидеров после того, как в июле сего года было подписано “ядерное соглашение” с Ираном.
Как сообщается в СМИ, Обама и Нетаниягу обсудят размеры американской военной помощи Израилю, которую премьер-министр Израиля, в связи с возросшими угрозами Израилю в регионе, попросит увеличить, как ожидается, с 3 до 5 миллиардов долларов в год.
Будут обсуждаться также и меры контроля над иранскими ядерными объектами, и согласован обмен разведывательной информацией между Израилем и США.
В ходе встречи руководители двух государств затронут и тему “палестино-израильского конфликта”. Однако конкретные параметры разговора об этом в СМИ — не указываются. И о заявлениях по поводу немедленного возобновления палестино-израильских переговоров тоже ничего не говорится.
Между тем, дипломатические источники в Иерусалиме сообщают, что Нетаниягу намерен ознакомить Обаму с мерами, которые Израиль собирается принять для “снижения напряженности в отношениях израильтян с арабами Палестинской автономии”.
Речь, скорее всего, пойдет о свертывании нескольких армейских блокпостов и выдаче разрешений на модернизацию инфраструктуры, необходимой для экономического развития ПА.
Информированные источники в канцелярии израильского премьера отмечают, что жесты доброй воли “призваны предотвратить освобождение большой группы палестинских заключенных”, на чем настаивают палестинцы и представители Госдепартамента США.
Еще до начала встречи Обамы и Нетаниягу в американских СМИ начали публиковать предупреждения “источников в Белом Доме” о том, что главная просьба Нетаниягу — об увеличении ежегодной военной помощи с 3 до 5 млрд. долларов вряд ли будет удовлетворена.
Причины называют самые разные: от внутриэкономических (борьба за сокращение расходной части бюджета и режим жесткой экономии в нынешней непростой экономической ситуации в Америке) до — чисто политических. Как написано в популярной американской газете Нью-Йорк Таймс — “Нетаниягу пока не доказал, что готов сотрудничать с администрацией Обамы в соответствии с ее интересами на Ближнем Востоке”.
Вместе с тем, в США подчеркивают, что оказание военной помощи в прежних объемах — продолжится. В частности, стало известно, что Соединенные Штаты поставят Израилю эскадрилью новейших боевых самолетов F-35, разработка которых завершается в эти дни.
Отмечается, что приобретение боевых самолетов будет осуществлено “в качестве компенсации за подписание ядерного соглашения с Ираном”. При этом, учитывая, что стоимость эскадрильи F-35 составляет 2,8 миллиарда долларов, речь идет о самом дорогостоящем оборонном приобретении за все годы существования государства Израиль.
Кроме этого, Вашингтон склонен согласиться с требованием Израиля не поставлять истребители пятого поколения ни одной из ближневосточных стран.
В добавок к этому, США должны перевести Израилю сотни миллионов долларов на укрепление трех “слоев” глобальной системы ПВО, которыми на сегодняшний день обладает Израиль — “Железный купол”, “Волшебный жезл” и “Хец (Стрела) ”, предназначенной для защиты от всех видов ракет, включая межконтинентальные баллистические.
Предусматривается также поставка самолетов-вертолетов V22, которые будут использованы израильскими спецподразделениями.
На встрече в Белом Доме Барак Обама должен объявить Биньямину Нетаниягу о том, что он утвердил данный пакет, ранее согласованный на встрече министров обороны Израиля и США — Моше Яалоном и Эштоном Картером.
Нет никаких сомнений, что предваряющие события публикации о проблематичности просьбы Израиля об увеличении военной помощи — призваны не столько предупредить Нетаниягу об ожидающем его в Белом Доме отказе, сколько заставить израильского лидера пойти на уступки президенту Обаме в его требованиях, касающихся “мирного процесса”. Увеличение военной помощи будет “продано” Израилю, скорее всего, как минимум, за очередное официальное подтверждение поддержки Нетаниягу тезиса о “двух государств для двух народов”, альтернативы которому Обама, как он заявил буквально на днях — “не видит”.
Способность израильского премьера “противостоять” американскому давлению — хорошо известна. Можно предположить, что Обаме удастся добиться от Нетаниягу такого признания — в той форме, которая в минимальной степени обяжет главу израильского правительства. Он, например, может заявить Обаме что-то вроде того, что я, мол, не менял свою позицию, высказанную в Бар-Иланской речи. Чтобы потом, вернувшись в Иерусалим из Вашингтона — тут же успокоить “строптивых” соратников по коалиции, заверив, что никакого палестинского государства, конечно же, не будет, и что им пора бы перестать “по-детски” верить каждому публичному заявлению глав
государств.
В целом же поведение Нетаниягу можно описать в терминах ожидания: основное для него сейчас — каким-то образом переждать год, оставшийся Обаме на посту президента США (напомним, президентские выборы должны состояться ровно через год).
На самом деле американская политическая действительность оставляет Обаме для свободных действий — еще меньший срок. Уже к середине лета президент Обама начнет подчиняться интересам предвыборной кампании своей партии. После окончательного отбора кандидатов в президенты от демократов (партии, к которой Обама принадлежит) у президента Обамы для политических инициатив будет совсем маленькое пространство.
С ноября 2016 года, то есть — с момента избрания нового президента США, Обама окончательно лишится политических полномочий. Дожить до этого времени с минимальным ущербом для Израиля — в этом и состоит главная задача израильского премьера в ближайшие месяцы.
Осуществлению этой задачи в значимой степени будет способствовать тенденция, прямо противоположная тенденции ослабевающего политического влияния Обамы — постепенное усиление позиций самого Нетаниягу. И в Израиле и на международной арене, где израильского премьер-министра традиционно не любят (даже ненавидят), но при этом — уважают. Во многом — по причине беспрецедентного для лидера демократической страны политического долголетия израильского премьера. Он у руля государства Израиль, с небольшими перерывами — почти 20 лет. Притом, что окружающие его лидеры западного мира то и дело сменяют друг друга и уходят в забвение.
Обама — один из таких лидеров. Уходя, он, при всем своем желании, вряд ли сумеет причинить серьезный вред ненавидимому им Израилю.
Материалы сайта www.evrey.com