Кто найдет доблестную жену? Недельная глава «Хаей Сара»

«Кто найдет доблестную жену?» — вопрошал мудрый царь Соломон в последней из своих притч. Этот гимн еврейской женщине мужья поют своим женам за субботним столом. Мудрецы Талмуда утверждают, что эти слова впервые произнес Авраам, оплакивая и прославляя Сару после ее смерти.

Словосочетание «эшет хайил» на иврите дословно означает «женщина доблести», а слово «хайил» — «доблесть» или «сила» — связано с однокоренным «хайял» — «солдат». Но почему, прославляя Сару, Авраам вспомнил в первую очередь о доблести своей жены? Это качество, безусловно, необходимо сражающимся с врагом солдатам, но в жене мы, как правило, ищем доброту и красоту.
«Творит она добро, а не зло все дни своей жизни… Разделяет она шерсть и лен», — вспоминает Авраам заслуги Сары. Почему притча сравнивает добро и зло с шерстью и льном?
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро от зла. Когда «смесь» добра и зла проникла внутрь его, он стал субъективным и начал смотреть на мир сквозь призму собственного интереса.
Вместо вопроса о том, что действительно хорошо, а что плохо, субъективный человек спрашивает: «Это хорошо для меня?» — даже если это нехорошо для других. Субъективность смешивает понятия добра и зла, ослепляя человека. Чтобы преодолеть в себе недостатки, необходимо научиться быть объективным, видеть себя со стороны.
Адам и Ева смешали добро и зло, поэтому не смогли распознать Каина и оградить от него Авеля.
Земледелец Каин принес в дар Всевышнему наименее ценное — семена льна, пастух Авель — самое дорогое — овец. Всевышний принял дар Авеля. Позавидовал Каин, «восстал на Авеля, брата своего, и убил его». Тора запрещает носить шатнез, смешивать в одежде лен с шерстью. Лен — это дар Каина, а шерсть — дар Авеля. Эта заповедь напоминает нам об опасности смешивать добро и зло и вдохновляет доброжелательно, без «зависти Каина» относиться к людям.
В запрете смешения молочного с мясным сокрыта та же идея.
«Не вари ягненка в молоке матери!» В молоке — материнская любовь к своему ребенку. «Не будь жестоким, не вари ягненка в молоке матери!» — говорит Тора. Молоко — символ жизни и добра, а кровь — символ смерти и зла. Помни об этом, когда ты ешь, и не смешивай добро и зло!
Этот запрет связан с едой, потому что грех первого человека, который съел плод с древа познания добра и зла, также был связан с едой. Но не хлебом единым сыт человек. Все, что мы читаем и смотрим, слышим и чувствуем, является хлебом души. Кошерная пища напоминает нам о том, что есть также кошерное чтение и кошерное общение, которые не подвергают душу отравлению злом. Эта заповедь предупреждает об опасности дурного влияния. Нам следует научиться принимать добро и отвергать зло.
Точно так же, влияя на окружающий мир, следует отделять добро от зла. Запрет смешения льна с шерстью, в одежде в частности, напоминает и о запрете злословия — «лашон ара».
Ева дала Адаму плод, в котором зло смешалось с добром. Так же и в жизни она не сумела отделить Каина от Авеля. Сара исправила ее ошибку. Когда Сара увидела, что Ишмаэль, сын египтянки Агари, насмехается над Ицхаком, угрожая ему физически и духовно, она сказала Аврааму: «Выгони эту служанку и сына ее…»
Гостеприимный Авраам приглашал к себе в шатер даже незнакомых людей, а Сара просила его выгнать собственного сына!
«И сказал Всевышний Аврааму: “Все, что скажет тебе Сара, слушай голоса ее!”» Авраам послушал Сару и выполнил волю Всевышнего, исправляя ошибку Адама, который, послушав Еву, нарушил заповедь Б-га.
«Творит она добро, а не зло… Разделяет она шерсть и лен», — прославляет Авраам Сару. Ева не распознала убийцу Каина и не защитила от него Авеля. Сара же защитила Ицхака от Ишмаэля. Доблестная Сара стала великолепным дополнением доброго Авраама.
Нам следует остерегаться «ложного милосердия»: когда милосердие к одному оборачивается жестокостью к другому. Ибо истина — в гармонии, в правильном сочетании добра и силы. Решая сложные жизненные задачи, мы должны научиться находить баланс между милосердием и справедливостью, добротой Авраама и силой Сары.
Но, для того чтобы победить зло, его нужно сначала распознать. Ибо зачастую зло прячется под личиной добра. Сара обладала проницательностью, тонким пониманием добра и зла, женской интуицией. Она действительно была доблестной женой, которая помогала Аврааму с честью преодолевать испытания. Своей жизнью Сара научила нас великому искусству творить добро, умея отличать его от зла.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 2,50 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Лев Кацин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора