Еврейский интеллектуальный процесс имеет очень поучительную историю и интересные перспективы.
Первым официальным еврейским текстом является Тора, которая, согласно классическому подходу, возникла одновременно с еврейским народом при его выходе из Египта. В последующие времена возникли остальные книги Танаха.
Мы почти не знаем, как происходила работа с текстом в начальный период еврейской истории, так как существовал запрет на запись Устной Торы, то есть процесс работы с текстом функционировал в устном формате и поэтому до нас не дошел. Через некоторое время после изгнания евреев из Израиля римлянами возникла серьезная угроза потери традиции, и было решено частично записать наработанный материал.
До нас дошло два основных еврейских жанра.
Первый — Мидраш. Это сборники историй, которые развивают сюжетные линии Торы и Танаха, вводя новые детали в повествование. Эти детали менее важны, чем те, что вошли в Тору и Танах, но они дают больше нюансов и раскрывают аспекты сюжета.
Второй тип текста — Талмуд. Это сложно устроенные тексты, в которых переплелись разные жанры, включая фрагменты мидрашей. Основной процесс в Талмуде выстроен в виде споров, когда мудрецы отстаивают разные взгляды на изучаемую тему и в буквальном смысле в спорах рождается истина.
Талмуд много места уделяет и законам еврейской жизни (заповедям) как с точки зрения практики выполнения, так и с точки зрения их внутреннего смысла. Талмуд затрагивает практически весь спектр жизненных проблем — как распространенных, так и экзотических.
Мировую и еврейскую историю имеет смысл разбить на два этапа — классика и модерн.
Классическая эпоха до XIX века отличалась стабильностью жизни и локальной проблематикой, которую изучали еврейские мудрецы. Начиная с XIX века, мы должны по-другому оценивать еврейскую жизнь в общемировом контексте. В мире начался бурный подъем в научной, политической, социальной, культурной и других сферах. Еврейство раскололось на два лагеря. Часть евреев выбрала путь сохранения традиционного уклада, и их интеллектуальная мысль сохраняла классический набор изучаемых тем в классическом стиле. Другая часть евреев как бы взбунтовалась. Они вышли из религиозного мира. И многие талантливые евреи стали заполнять университеты, вливаться в ряды светских мыслителей, ученых, технологов и др. Еврейские головы стали одними из лидеров осмысления бурно меняющегося мира, но уже вне связи с еврейскими моделями бытия.
А далее произошла еще одна революция. Великий мудрец рав Кук продемонстрировал возможность осмыслять большой мир сквозь призму еврейских подходов — через Тору, каббалу и другие источники.
Два потока — внутриеврейский и общемировой — встретились, создав очень мощную продуктивную модель осмысления и преобразования бытия. Чем более сложные вызовы ставит жизнь, тем более интересные результаты может предложить новая комплексная система познания мира — синтез Торы, каббалы и современных научных подходов.
Созданный нами недавно центр «Свет Авраама» разрабатывает многие направления, исходя из этих подходов. Мы также стремимся приглашать в наш центр ведущих мировых мыслителей для их встречи с аудиторией.
В субботу, 7 ноября, в стенах нашего центра (2915, Ocean Parkway) состоится встреча с одним из самых ярких представителей новых мыслителей — Пинхасом Полонским, которого многие знают по книгам и лекциям. Он представит две новые книги. Две встречи с ним пройдут в нашем центре с 12:30 до 3 рm (в рамках шаббата) и с 7 до 9 рm (после окончания шаббата).