МАРК АВРУТИН
Задумывались ли Вы, почему эта фраза «Восток – дело тонкое» уже давно превратилась в поговорку? Не потому ли что самая распространенная на Востоке религия — ислам не просто поощряет ложь, а практически узаконила её, особенно, во взаимоотношениях с противником. Поэтому договоренности на Востоке почти ничего не значат, так как основная цель — обмануть партнера. В этих условиях собеседника нужно не столько слушать, сколько чувствовать.
Распространенное в России стремление блефовать, наверное, роднит её со странами Востока. Однако попытаемся рассмотреть, что же представляют собою на самом деле «цивилизационные корни», объединяющие Россию с Ираном, Ираком и Сирией. Хотя, прежде России о подобном родстве с Сирией, точнее, с правящим там алавитским режимом, объявил Иран.
Мусульманские теологи считают, что алавиты во многом потеряли право считаться частью ислама вообще, превратившись в особую религию — смесь ислама, христианства и доисламских восточных верований. Но алавиты применяют практику «такия», позволяющую им соблюдать обряды других религий, «сохраняя веру в душе». Это позволило иранским шиитам после 1973 года включить алавитов в круг шиитов, что означало официальное признание алавитов мусульманами (течением шиизма).
Начиная с 1970 года, когда алавит Хафез аль-Асад совершил военный переворот и стал президентом Сирии, идет инициированный им процесс постепенного сближения алавитов с шиитами. Этот процесс продолжился и при его сыне Башаре одновременно с военно-политическим сближением алавитского режима Сирии с шиитским режимом Ирана. Другими словами, когда потребовалось найти корни исключительно по политическим соображения, чтобы установить ось Тегеран – Дамаск, их нашли.
России тоже не составило особого труда найти «цивилизационные корни» для оправдания помощи алавитскому режиму Асада. Оказалось, что алавиты тоже почитают Иисуса и христианских апостолов, празднуют Рождество и Пасху, на богослужениях читают Евангелие и причащаются вином. Они поклоняются имаму Али, которого считают воплощением Бога. Познать Бога возможно только, если он сам откроется, явившись в образе человека. Конечно, христианское учение о боговочеловечивании гораздо тоньше, но тем не менее, у него много общего с алавитским.
Помимо религиозной близости с православием, обнаружилось ещё, что не в столь далеком прошлом могущественный алавитский шейх Насиф Нассар выступил союзником российского флота во время русско-турецкой войны 1768—1774 годов. После поражения 26 июня 1770 года турецкого флота русская эскадра полностью контролировала восточную часть Средиземного моря. Русские корабли блокировали средиземноморские владения Турции и уничтожали остатки турецкого флота.
Как же теперь не откликнуться на призыв президента Сирии о помощи. Может ли иметь для Путина значение, что Башар Асад не является легитимным президентом, как и его отец Хафез Асад? Если рокировка Путин-Медведев-Путин, совершенно неприемлемая для западной этики, вполне прошла в России, то и захват власти в результате военного переворота Хафезом Асадом в 1970 году, или выборы в условиях гражданской войны в 2012 году, на которых «победил» Башар Асад, ничего не стоит посчитать легитимными.
Но подавляющее большинство населения Сирии – сунниты — считают президента и правящую верхушку, принадлежащую к алавитскому меньшинству, которое составляет 11% населения (а по данным оппозиции – не более 6%), нелегитимным. Алавитский клан Асадов правит по принципу «все остается в семье». Например, двоюродный брат президента Сирии Рами Махлуф контролирует 60% сирийской экономики. Поэтому вмешательство России вряд ли повлияет на исход начавшейся в 2011 году в Сирии гражданской войны. Тем более, с такими-то ограниченными силами.
В Сирии порядка 30 боевых самолетов, несколько вертолетов, порядка полутора тысяч человек. Россия совершила несколько десятков авиаударов, а только американцы в Сирии совершили 30 тысяч боевых авиаударов за время сирийской войны. Сирийская армия порядка 250 тысяч человек, плюс Стражи Исламской революции – ещё несколько тысяч человек, плюс ополчение. А вот противостоящие им силы: ИГИЛ, «Джабхат ан-Нусра», Свободная сирийская армия, множество других группировок – всего тоже примерно 300 тысяч человек. Могут ли полторы тысячи российских солдат повлиять на ситуацию?
Для реального участия в сирийской войне российский контингент должен быть увеличен в десятки раз. А для обеспечения его функционирования необходимо будет перебросить сотни миллионов тонн грузов в Сирию. Способна ли Россия осуществить столь масштабную операцию в условиях, когда Турция, Греция, Болгария уже закрыли свои воздушные пространства, остался Ирак, который тоже может поддаться американскому давлению и закрыть свое воздушное пространство.
Согласитесь, что всё это больше похоже на дымовую завесу, чтобы отвлечь внимание российского общества, чем на серьёзное участие в войне с целью одержать победу. Зато, последствия, к которым уже привело присутствие военных сил на сирийской территории, будут такими же, как последствия ввода советских войск в Афганистан, если не хуже.
Исход этой кампании наступит раньше, чем в Афганистане. Уже поступают сообщения о сбитых российских самолетах и захваченных в плен летчиках. Главарь «Фронта Нусра», сирийского филиала «Аль-Каиды», призвал исламских экстремистов на Кавказе осуществлять нападения на российских солдат и гражданских лиц: «Если российская армия убивает людей Сирии — убейте их людей. И если они убивают наших солдат, то убейте их солдат. Око за око».
А воспользовалось пока что последствиями авиаударов российских ВВС «Исламское государство», которое продвинулось вглубь той части северо-запада Сирии, которую бомбят российские самолеты. Конечно, всё это сопровождается победными реляциями МИДа России о пораженных объектах Исламского государства. Бомбить же игиловцев, которые действуют маленькими децентрализованными отрядами, как говорится, себе дороже, в чем можно было бы убедиться на опыте американцев. Удары по ИГИЛ не наносят им ущерба — на каждого убитого моджахеда приходят пять новых.
Россия же становится врагом всего суннитского мира, ввязавшись в войну между шиитами и суннитами. На стороне Асада воюют сейчас практически все объединенные силы шиитского мира. Путин входит в глобальную внутримусульманскую войну, поддерживая одну из сторон. В суннитском мире есть различные течения, которые борются между собой, но против общего врага они могут объединиться. До сих пор таким врагом был Израиль. Теперь появилась ещё и Россия – правопреемница бывшего СССР, который на протяжении десятилетий был врагом Израиля.
Асад тоже при каждом удобном случае заявлял, что его целью является уничтожение Израиля. Выступление России на стороне Асада представляет для Израиля угрозу. Во-первых, российское оружие может попасть «Хезболле». Во-вторых, участие российских ВВС ограничивает свободу действий израильских ВВС. И, наконец, самой большой угрозой является создание по инициативе России шиитской коалиции.
Психологически израильтяне живут с угрозой ядерной войны на протяжении многих лет. В Израиле самая совершенная в мире система противоракетной обороны. Израиль имеет ядерное оружие и средства его доставки трех видов базирования: наземное, воздушное и подводное. Не учитывать это могут только оголтелые исламские фундаменталисты. Кроме того, в последнее время возникло тайное сотрудничество между Израилем и Саудовской Аравией в военной области.
Итак, вмешательство России в войну в Сирии не сможет оказать никакого влияния на ситуацию в самой Сирии. Однако это вовсе не означает, что оно вообще не сыграло никакой роли, осталось незамеченным. Напротив, вмешательство России уже сказалось и ещё больше скажется, но за пределами Сирии. Огромный пропагандистский эффект от этого вмешательства, который отвлёк внимание от арабо-израильского конфликта, уже вызвал волну арабского террора внутри Израиля. О последствиях же для России, внутри России, сказано выше.
Октябрь 2015 г.
Любопытное сближение алавитской религии и христианской кажется мне правдоподобным и убедитеным. Не исключено, что в том числе, и в этом корни неожиданного решения России помочь Асаду.
Винегрет какой-то. Россия уже начинает осознавать, что сирийская армия не может восстановить контроль над всей Сирией.
Переброска значительных соединений иранской армии не возможна без создания логистического коридора от Ирана до сирийского побережья, что не возможно без вторжения в Ирак.
Так что, России, если они это допоймут по фактам результатов свои действий, придётся решать дилемму — отправлять реально значимые контингенты сухопутных войск в Сирию, или нет. Не самый лучший выбор для Путина.
Ну, а благо глупости насчёт «родства» религий, никакого отношения к военному планированию не имеют.
И, самое смешное, что все потуги России к выходу из Чёрного моря ничего, кроме бесполезных, бессмысленных затрат ресурсов, ничего России не дают. Уже несколько веков.
Подобных статей уже было много, ничего нового… Но вот карта с шиитами и суннитами не совсем верна. Начнем с того, что в Иране есть и сунниты, хоть и мало. Еще там есть христиане и иудеи. В суннитской Саудовской Аравии довольно много шиитов. Значительное шиитское меньшинство имеется в Бахрейне. Шииты есть в Афганистане, Бангладеше, и даже в Индии. Абсолютное большинство шиитов в Азербайджане, откуда шиизм и пришел в Иран. Когда-то Иран был суннитским. Что касается Ирака, то шиитов там больше, чем суннитов, курды не в счет, потому что против арабов, даже суннитов.
Если не ошибаюсь, вся эта вакханалия с ножами и отвертками началась в Израиле задолго до начала российского вмешательства в сирийскую войну.
Высчитывать где мусульман каких больше, дело бесполезное, применительно к выявившемуся раскладу ситуации. Они заняты конструктивными делами, и пусть работают.
Что касательно отношения России к «ножевому» террору арабов против евреев, да, действительно, вмешательство России в гражданскую войну в Сирии имеет к этому всплеску вторичное отношение — на фоне ПЕРВИЧНОГО факта — постоянной поддержке Россией экстремистских террористических организаций Хезбаллы и Хамаса.