Знаменитый благотворитель реб Мордехай Дубин из Риги был красив и учен, полон сил и желания творить добро. Латвийские газеты зло шутили, что он даже немцам способен протянуть руку помощи, не говоря уже о своих братьях-евреях. Но — сталь нуждается в закалке. Однажды Дубин оказался в положении, когда у него не было сил помочь даже себе самому.
От фашистов он ушел, а коммунисты его посадили. Лагерь находился недалеко от Куйбышева. В один прекрасный день Дубина актировали. Вызвали в контору и сказали коротко: «Убирайся отсюда!»
Он шел под обжигающим зимним ветром в хлипком тюремном бушлате и думал, где можно найти ночлег. Уравнение звучало коротко: «Не найду — погибну».
Реб Мордехаю сказочно повезло. В зыбкой пляске фонарей он разглядел мезузу у одного из входов. Постучался. В дверном проеме мелькнуло еврейское лицо и тут же исчезло с лязгом замков. Какой-то зэк стучится среди ночи. Лучше не открывать.
У Дубина не было сил объяснять и упрашивать. У него не было сил ни на что, даже чтобы двигаться. Он лег на снег и стал читать «видуй» (исповедь), готовясь к дальней дороге. Но тут в его сознании внезапно мелькнуло еще одно уравнение: «Хозяин утром встанет, увидит замерзшее тело — и до конца дней себе не простит…»
Реб Мордехай поднялся и стал стучать, пока не открыли. Так он спас незнакомого еврея от позора. А себя — себя он просто спас.
Эзра ХОВКИН
http://www.ru.chabad.org