«Если у вас паранойя — это не значит, что за вами не следят», — написал Джозеф Хеллер в «Уловке-22». Не случайно эту фразу написал именно еврейский писатель. Почему? Потому что нас преследуют дольше всех. В эти дни речь идет о двух типах преследователей.
Первый тип очевиден. В течение последних нескольких недель террористы, вооруженные ножами, топорами и огнестрельными оружием, преследуют евреев по всей стране. Они уже даже не делают вид, что проблема в мирном процессе или в вопросе поселений. Речь идет о безудержном религиозном безумии. Как они утверждают, — и я не вижу причины не верить им, — они хотят убивать евреев только за то, что они евреи.
Преследователями другого типа являются журналисты, занятые освещением этой волны террора. В длинной череде — слишком длинной, чтобы быть случайной — лживых репортажей, фальсификаций и искажений истинных событий они создают у своей аудитории впечатление, что жертва является агрессором, что тот, кто защищает себя, является убийцей, что у Израиля нет никаких прав на самозащиту.
Вот несколько заголовков, опубликованных за последние две недели в англоязычной прессе с двух сторон океана. Остановите меня, когда, по вашему мнению, мне можно будет чувствовать себя параноиком:
Заголовок в «Би-би-си»:
Palestinian shot dead after Jerusalem attack kills two
Факты: застреленный палестинец не проходил там случайно, он был террористом, который ударил ножом двух евреев.
Заголовок в «Си-Эн-Эн»:
Joseph’s Tomb Catches Fire
Факты: гробница — одно из святых мест для евреев, расположенная на территории Палестинской автономии, не загорелась, а была умышленно подожжена.
Заголовок в «Индепендент»:
Israel kills Palestinian mother in revenge attack
Факты: смерть матери, по поводу которой Израиль выразил глубокое сожаление, произошла во время атаки на террористические цели в секторе Газа — не в качестве мести, а в качестве попытки прекратить ракетный обстрел израильских поселений с территории сектора.
Еще один заголовок в «Индепендент»:
Boy, 16, becomes 7th killed in attacks
Читатель, который не в курсе дела (и сколько из нас действительно знакомы с подробностями?), может упустить тот факт, что вышеупомянутый палестинец был убит с ножом в руке при попытке ударить им ни в чем не повинных мирных граждан. Еще семеро убитых, упомянутых в заголовке, пытались сделать то же самое. Все они были убиты при попытке убить евреев.
Заголовок из «Л.А. Таймс»:
4 Palestinian teens killed in Israeli violence
И на этот раз по какой-то причине нет упоминания о том, что эти палестинцы были убиты во время попытки теракта.
Заголовок из «Эй-Би-Си ньюс»:
Man shot after rushing past police
Человек «не проскочил мимо полицейских», он пытался ударить полицейского ножом в горло возле «Львиных ворот» в Иерусалиме.
Мне уже можно быть параноиком? Потому что если нет, то у меня есть еще десятки подобных примеров. Представители мировых СМИ с раздражающей вежливостью объясняют израильтянам, что это из тех вещей, которые происходят при описании международных конфликтов. Это славно, но в моем случае не работает. До прихода в политику я проработал 31 год в средствах массовой информации. Я освещал войны, международные конфликты, конфронтации. Как человек, целая жизнь которого прошла с двух сторон баррикады СМИ, я заявляю вам с полной ответственностью, что речь идет о нереальном количестве лживых репортажей, вводящих в заблуждение заголовков, фальсификаций фактов и полного искривления реальности.
Что особенно злит и вызывает подозрение — то, что подобное не происходит ни в одном другом месте в мире, где демократические страны сражаются с исламским фундаментализмом. Наверняка кто-то попробует объяснить это непрофессионализмом или, может быть, ленью, но когда всегда одна и та же сторона остается виновной — понятно, что что-то тут не в порядке. Если речь не идет об Израиле, то мир прекрасно понимает, что убийцы не могут свободно буянить на улицах с ножами и пистолетами.
(Статья опубликована в британских СМИ)
Яир Лапид — руководитель оппозиционной партии «Еш атид» («Есть будущее»). В прошлом правительстве был министром финансов.
Почему бы не обратиться в Гаагский суд с исками в пользу пострадавших
от терактов за поощрение террора путём преднамеренной дезинформации ?