Тема в заголовке заявлена, но сперва о хорошей новости. Она в том, что Нобелевская премия по литературе за 2014 год присуждена Светлане Алексиевич, замечательному писателю («У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики», «Чернобыльская молитва», «Время секонд-хэнд») и достойному человеку («Я не люблю эти 84% россиян… Я люблю русский мир литературы и науки, но не “русский мир” Путина…»). Никогда еще Нобелевский комитет так не радовал.
А теперь — к нехорошим новостям, приходящим из России, где правительство утвердило проект бюджета на 2016 год. «Кабмин столкнулся с необходимостью решения неотложных экономических задач, — отметил премьер-министр Дмитрий Медведев, — работа была сложной…» «Ох, нелегкая это работа — из болота тащить бегемота!» — рассказывал когда-то Корней Чуковский. Но это было давно, а что теперь, отчего это ваш бегемот опять провалился в болото? Только-только встали с колен… и опять? Понятно, это потому что война. И санкции за войну с Украиной. Клин клином вышибают, подумал, наверно, Путин и ударил по Сирии.
Силен, значит, «бегемот», вооружен изрядно, в болоте пока только его, так сказать, задняя часть, экономика. Каково ей в болоте? «Наполнить российскую казну помогут пенсионеры, нефтяники и печатный станок», — сообщает РИА «Новости». Концы с концами не сходятся, доходы по сравнению с прошлым годом выросли на 2%, а расходы на 3%, сбалансировать бюджет не удается, дефицит ожидается в 3% ВВП. Несмотря на заморозку пенсионных накоплений и другие ухищрения. Это по официальным сообщениям. В действительности там, возможно, и похуже.
«Бюджетная политика, — заявил Медведев, — не может быть в настоящий момент никакой иной, кроме как максимально жесткой. Нам не обойтись без серьезной рационализации расходов, причем сделать это нужно… за счет снижения неэффективных трат». К числу трат, признанных неэффективными, причислена индексация пенсий. Она ограничена 4% при инфляции втрое, а то и впятеро большей. В стране, по данным Росстата, свыше 41 миллиона пенсионеров, из них около 15 миллионов продолжают работать. «Если человек все-таки работает, то мы можем сделать вывод, что он трудовую функцию утратил не полностью и, стало быть, он восполняет какие-то свои дополнительные нужды за счет работы. И тогда можно было бы справедливо подумать о том, чтобы такая категория граждан индексацию не получала», — заявил премьер-министр, — и индексация этим 15 миллионам отменена. На повестке дня стоял еще вопрос о повышении пенсионного возраста. На этом настаивал экономический блок правительства, но из политических соображений это пока не сделано. По прогнозу Алексея Кудрина, экс-министра финансов, пенсионный возраст повысят после очередных президентских выборов. До выборов поостереглись.
Режим экономии вводится в России не впервой. Наблюдая бюджетные страдания путинской России, я вспомнил замечательный рассказ Михаила Зощенко «Режим экономии», написанный в 1926 году. Вот несколько цитат. «Заведующий у нас — свой парень. Про все с нами советуется и говорит, как с родными… Так приходит как-то… и объявляет… Ну вот, ребятушки, началось… Экономьте что-нибудь там такое… Бухгалтеру, что ли… не заплатить… Не заплатишь, так он, черт седой, живо в охрану труда смотается… Тут, спасибо, наша уборщица Нюша… Раз, — говорит, — такое международное положение… можно, для примеру, уборную не отапливать… нехай в холоде постоит… публика задерживаться не будет… Семь сажен дров сэкономили… А что труба там какая-то от мороза оказалась лопнувши, так эта труба… еще при царском режиме была поставлена. Такие трубы вообще с корнем выдергивать надо».
Это к тому, что в результате военного вмешательства России в сирийские дела, как оказалось, может лопнуть российская труба под названием «Турецкий поток». Очень важная для России труба, предназначенная не только для доставки газа в Турцию, но и как альтернативный маршрут в Европу в обход Украины. Президент Турции Реджеп Эрдоган, еще недавно на открытии соборной мечети в Москве обнимавшийся с Путиным, в ответ на бомбардировки в Сирии и нарушение российскими самолетами турецкого воздушного пространства заявил, что Турция, «покупатель номер один российского природного газа», найдет других партнеров как для поставок газа, так и для строительства АЭС. Отказ Турции от партнерства с Россией, сказал Эрдоган, «приведет к значительным потерям для России».
Потери везде, но Путин со своими «пацанами» продолжает шантажировать Запад показной военной силой и неукротимостью. И надо признать, что его шантаж пока удается. Шикарный подарок из 26 ракет Каспийской флотилии (хотя пока еще и не ядерных), поднесенный Путину ко дню рождения его подручным Шойгу, вызвал восторг российских СМИ и растерянность на Западе. Цитирую типичное с российского патриотического сайта: «Итак, что мы на самом деле имеем в сухом остатке после ракетного залпа с наших кораблей? Первое и самое главное: инфраструктура ИГИЛа продолжает рушиться, лететь в тартарары… Более того, применение ракет 3М14 комплекса “Калибр” российской армией впервые прошло по реальным целям, в боевой обстановке, а не в рамках учений, как было до этого…
Россия этим залпом показала всему миру, что мы можем и будем бороться с таким злом, как террор, и борьба эта будет вестись до полного уничтожения этого безусловного зла».
А что в ответ? Цитирую с сайта Newsru.com: «Военная операция РФ на территории Сирии, направленная на уничтожение запрещенной в России организации “Исламское государство”, — заявил Обама в передаче «60 минут» на телеканале CBS, — показала слабость РФ на Ближнем Востоке и ослабление лидерства президента Владимира Путина…» В разговоре с ведущим передачи Стивом Крофтом американский лидер назвал действия Москвы признаком слабости ее позиций, сравнив их с вторжением в Украину. «Я хочу сказать, — заявил Обама, — что если вы действительно верите, что лидерство — это вгонять собственную экономику в землю и не иметь выбора, кроме чисто военной поддержки единственного союзника, то это странное определение лидерства». Так ответил Обама на вопрос ведущего, не перехватывает ли Путин у него пальму первенства».
Путин отнюдь не согласится с утверждение своего американского, как он его называет, «партнера», считающего, что он «вгоняет собственную экономику в землю». Напротив, он ее возносит по сравнению с «лихими девяностыми», и у него в мыслях, я полагаю, две возможные перспективы: или российская экономика адаптируется к санкциям, устоит и сама собой пойдет вверх, или ему удастся уговорить Запад, чтобы ослабил санкции либо совсем их отменил. Первый вариант безоснователен, а по второму приведу две цитаты. «Крымские санкции останутся до тех пор, пока продолжается его оккупация», — заявила Виктория Нуланд, помощник госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии. «Стороны согласились, что Евросоюз должен оставить в силе санкции против России до выполнения минских соглашений в полном объеме», — заявила пресс-служба главы британского правительства после встречи Кэмерона и Меркель. Я, однако, думаю, что санкции должны не сохраняться, а нарастать. Хотя бы так, как нарастают проценты по долгам, вынуждая ответчика поторопиться.
На критику со стороны Обамы откликнулся пресс-секретарь Путина Песков: «Здесь трудно сказать, что имел в виду президент США. Операция Воздушно-космических сил в Сирии не является бременем для российского бюджета. Она не выходит за рамки средств министерства обороны». Как будто средства министерства обороны не из государственного бюджета поступают, а из кармана какого-то олигарха. Диву даешься, слушая Пескова! Между тем сообщается, что стоимость каждой из 26 крылатых ракет морского базирования составляет 6,5 млн долларов. Умножьте на 26 и переведите в рубли… И это ведь за один день! Вот лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин и решил выяснить, во что обходится российскому бюджету военная операция в Сирии, в связи с чем направил обращение на имя премьер-министра Медведева. Ответа не дождется, Медведеву не до того, он латает «тришкин кафтан» российского бюджета. «Путинская попытка получить новую легитимацию и продлить жизнь угасающей системы обернулась черной дырой», — таково заключение Лилии Шевцовой.
Теперь, уважаемый читатель, посмотрите на карту, где приблизительно помечены маршруты российских ракет. Обратите внимание на близость происходящего к границам Израиля — он в левом нижнем уголке этой карты.
Израиль держится в стороне от внутрисирийского конфликта. Режим Асада Израилю не опасен, до последней вспышки гражданской войны в Сирии северная граница Израиля была относительно спокойной. Что всегда беспокоило Израиль и беспокоит теперь, так это то, что Асад, оказавшись в затруднительном положении, прибег к помощи враждебных Израилю Ирана и ливанской «Хизбаллы». Этому, я считаю (и многократно об этом писал), способствовала необъяснимая с разумных позиций американская внешняя политика последних лет, провозгласившая не Иран, а Асада своим главным врагом в регионе и тем самым толкавшая Сирию в объятия Ирана. Теперь, когда воодушевленная российской поддержкой правительственная армия Сирии перешла в наступление, не это, в сущности, настораживает Израиль, а только то, что вместе с ней в наступление устремились иранские стражи Исламской революции и террористы «Хизбаллы», от которых ни Сирии не будет мирной жизни, ни Израилю. А президента США Барака Хусейна Обаму и его незадачливого госсекретаря Джона Керри это почему-то не беспокоит.