Вуди Аллен — предтеча политической говорильни

Почти полвека назад на экраны вышел очередной фильм Вуди Аллена — криминальная комедия «Хватай деньги и беги» (Take The Money and Run).

В самой потешной, наверное, сцене герой грабит банк и протягивает кассиру записку со словами, что у него пистолет (gun) и нужно отдать ему деньги. Вместо того чтобы подчиниться, кассир спрашивает, что такое gub, так как это слово в записке неразборчиво. «Нет, — отвечает грабитель, — это gun через n, а не gub через b». Кассир настаивает, что в записке слово gub, и грабитель показывает записку собравшейся за ним очереди с просьбой подтвердить, что там написано gun, а не gub, и кассир должен отдать деньги. Вооруженный грабеж превращается в нерешенный спор о правописании.
Примерно так же повела себя редакция левого журнала Nation, поставив на своего брата-левака Берни Сандерса. В минувших дебатах сенатор Сандерс огласил призывы разобраться с оружием, климатом, классовым неравенством и другими, как выразилась его коллега Хиллари Клинтон, «издержками капитализма». Сандерса особенно возмутило то, что «подлинная цена смертей от оружия держится, прежде всего, на черных, которые умирают от оружия в 15 раз больше, чем белые». Редакторы Nation согласны, что это нехорошо, но признают, что «каждый политический обозреватель знает, что ужесточение законов о контроле над оружием наступит нескоро». Этот бессмысленный диалог грабителя с кассиром тянется и тянется, а тем временем, по словам обозревателя и бывшего редактора правой газеты Washington Times Уэсли Прудена, «на волоске выживание республики», то есть наши конституционные свободы.
Если автор Марсельезы призывал граждан к оружию, чтобы «напоить нечистой кровью наши нивы», то революционер ХХI века Берни Сандерс требует по возможности отказаться от оружия, не отменяя права на владение им. В минувших дебатах он призвал к революции, которая освободит страну от власти миллиардеров, а на вопрос ведущего, допускает ли он возможность стать президентом США с такими убеждениями, ответил, что «демократический социализм в том, что аморально и неправильно, когда верхний 1% в этой стране владеет почти тем же, что и остальные 99%», а в качестве примеров для США назвал Норвегию, Швецию и Данию. «Мы не Дания, — возразила стоявшая рядом Хиллари Клинтон. — Я люблю Данию. Мы Соединенные Штаты Америки. И наша задача — в управлении издержками капитализма так, чтобы он не буянил и не создавал неравенство, которое сейчас видно в нашей системе экономики».
Клинтон торить дорогу в Белый дом проще Сандерса, да ей и не нужна его социалистическая истерика. По мнению Прудена, ей вообще ничего не нужно, кроме как улыбаться публике, поскольку республиканцы преподносят Хиллари подарок за подарком. Лидер республиканцев в Палате представителей Кевин Маккарти в телеинтервью заявил, будто расследование роли госсекретаря Клинтон в гибели троих американцев в Бенгази было политизировано, то есть затеяно с единственной целью — выбить ее из предвыборной борьбы. Не успел этот скандал затихнуть, а демократы нарадоваться, как конгрессмен-республиканец Ричард Ханна в интервью по радио сказал: «Возможно, это политически некорректно, но, по-моему, значительная часть этого расследования была задумана для разборки кое с кем, а конкретно с Хиллари Клинтон».
Как показывает нынешний предвыборный процесс, народу надоело внимать пустой болтовне «грабителя с кассиром» и захотелось послушать бунтарей — Дональда Трампа справа и Берни Сандерса слева. Предстоящие в ноябре будущего года президентские выборы будут строиться на одержимости кандидатов теми или иными путями развития страны, и у демократов это борьба с оружием, изменение климата, защита бедных от богатых и черных от белых. Перспектива появления первого президента-женщины предлагается обеими партиями, но для демократки Хиллари Клинтон это куда реальнее, чем для республиканки Карли Фиорины.
Основными темами политического расхождения будут оружие и климат. В дебатах претендентов-демократов, которые прошли в Лас-Вегасе, сенатор Сандерс поучал Хиллари Клинтон, что, оказывается, американцы за пределами Вашингтона любят оружие и даже симпатизируют автомобилям, пока те их возят. Коньком Сандерса стала всемирная угроза потепления атмосферы, и, попав в Белый дом, он готов вплотную заняться решением проблемы «после дождичка в четверг». Став президентом, Берни Сандерс заткнет нефтяные скважины и закроет угольные шахты, чтобы, как сострил Уэсли Пруден, «все мы могли бы сидеть в темноте и при свечах читать ученые труды ставших безработными ученых».
В июне эксперты проанализировали «климатический статус» претендентов-республиканцев и выяснили, что Джеб Буш открыто называет себя климатическим скептиком, а Марко Рубио полагается на мнение ученых-климатологов. Рэнд Пол придерживается умеренных климатических взглядов, а Рик Перри считает борьбу с изменением климата истерией и «надуманным ложным беспорядком».
Претенденты-демократы в разной степени настаивают, что, как выразился проживающий в Бруклине ученый-географ Марк Софер, «богатые задымляют бедных», но похоже, что этот победоносный лозунг не прожег сердца избирателей в ожидаемых масштабах. Глобальное потепление за далекими горами, Манхэттену пока не грозит стать новым Китежем, северные олени по-прежнему возят по миру Санта-Клауса с подарками для детворы, а белые медведи нежатся на полярных льдах, мечтая отпробовать на обед Эла Гора. Но одержимость этой угрозой стала политическим козырем, и если перед прошлыми выборами Барак Обама не сказал об этом ни слова, за что был обруган Элом Гором, то сейчас он главный борец с потеплением атмосферы. Этот козырь с разным накалом пытаются разыграть и Хиллари Клинтон, и Берни Сандерс, хотя в минувших дебатах сенатору-социалисту не удалось накалить его до нужного жара и яркости.
А ссылка на сцену из фильма Вуди Аллена «Хватай деньги и беги» не просто тонкий намек на толстые обстоятельства политической борьбы. На прошлой неделе в крохотном техасском городке Кайл по приказу директора местной средней школы были временно прекращены занятия, так как один ученик попросил у другого жевательную резинку, а третьему послышалось не gum, а gun. Оружия не нашли, а представитель школьного округа сообщил, что «школу не блокировали», а «учеников задержали в классах на время расследования этого инцидента без особого нарушения расписания уроков». Угроза оказалась такой же дутой, как потепление климата или ружье на стене, которое само стреляет только по замыслу Чехова, но недаром Антон Павлович — любимец нашей левой университетской интеллигенции.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Александр Грант

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора