Анна Зафесова Il Foglio
Путин «слил» слишком дорогой Донбасс: осуществляется отвод войск и поиск компромиссов, пишет Анна Зафесова в статье, опубликованной в газете Il Foglio.
Война на Украине закончилась. Но этого никто не заметил за спецэффектами ракет Путина, направленных на Сирию. Донбасс исчез из выпусков новостей на западных телеканалах, но самое главное — на российских каналах. Теперь теленовости начинаются с сообщений о громких военных успехах в Сирии. Новостей с востока Украины мало, они короткие и крайне важные, как, например, о возобновлении поставок метана «Газпромом» или отправке угля на Украину из ДНР. Но самое главное, на востоке Украины больше не стреляют, противоборствующие стороны не только отводят войска и вооружения от линии фронта, но и подтверждают отвод сил противника, пишет корреспондент.
После этого уже можно говорить о мире. Главы ЛНР и ДНР сообщили о решении перенести проведение местных выборов на февраль и апрель будущего года соответственно. Этому решению предшествовал дипломатический балет Ангелы Меркель и Франсуа Олланда, которому рукоплескали Москва и Киев. Перенос сроков выборов на полгода означает, что пророссийские анклавы вступают на путь, который приведет их к тому, что они станут «некоторыми округами Донецкой и Луганской областей внутри Украины». На условиях, которые еще предстоит уточнить, отмечает автор статьи.
В связи с этим российские ультранационалисты говорят, что Путин слабак, продавшийся американцам и «сливший» Донбасс. Москва уже согласилась с этим в Минске под влиянием санкций, падения цены на нефть и невозможности легкой победы, такой, как в Крыму. К сегодняшнему дню в Донецке и Луганске остаются немногочисленные лидеры восстания, такие, как Захарченко и Плотницкий, и переговоры, которые пройдут в ближайшие месяцы, будут посвящены, в том числе, и их судьбе. Для президента Украины Петра Порошенко совершенно неприемлемо видеть их в числе губернаторов областей. Заунывные переговоры различных рабочих групп в рамках Минских соглашений посвящены главной проблеме: как спасти лицо (и шкуру) «слитым» сепаратистам и осторожному Порошенко, говорится в статье.
Идея Донбасса стала неактуальной, потому что была дорогостоящей: на протяжении многих месяцев пенсии, заработные платы, поставки грузов, школы и больницы были бременем для России, переживающей рецессию. Новая военная эскалация имела бы непосильный экономический и политический вес. Сирия стала случаем, которым следовало воспользоваться. Путин вновь выступает в роли победителя, сирийский президент Башар Асад кажется более благодарным союзником, чем ненадежные украинцы. Кремль разруливает международный кризис, у него больше нет повстанцев на периферии непонятного шахтерского региона на территории бывшего СССР. Сирия не только вернула самоуважение, но и усмирила русских ветеранов Донбасса, которые после возвращения на родину могли выплеснуть свое националистическое недовольство: самые непримиримые могут отправиться в Хомс, уже сейчас ведутся разговоры об отправке «добровольцев» из Донецка в Латакию, пишет корреспондент.
Порошенко вернул себе разрушенный Донбасс, стоивший, по меньшей мере, 10 тысяч жизней. Быть может, он предпочел бы оставить его русским, пишет автор статьи.
InoPressa