Через десять поколений после Адама человечество настолько погрязло в пороках, что Б-г решил уничтожить потопом все живое на земле, сохранив лишь единственного праведника той эпохи — Ноаха с семьей, а также образцы земной флоры и фауны. По указанию Б-га Ноах строит ковчег — плавучее сооружение особой конструкции. В первые сорок дней и ночей потопа вода бурно прибывала, покрыв всю земную поверхность с высочайшими горными вершинами, и лишь через 150 дней начала отступать. Ковчег остановился на горе Арарат, и Ноах послал на разведку ворона, а затем голубя. Когда голубь принес в клюве оливковый лист, Ноах понял, что вода отступила. Выйдя на сушу, он принес благодарственные жертвы Б-гу из спасенных им кошерных животных. Всевышний обещает больше не наводить гибельный потоп и в знак примирения с людьми создает небесную радугу. Ноаху и его потомкам впервые разрешено есть мясо животных. Человечество получает семь универсальных законов общественного поведения, и на земле устанавливается смена времен года, а также климат, близкий к нынешнему. Ноах развел виноградник, опьянел от выпитого вина и заснул обнаженным. Воспользовавшись этим, один из его троих сыновей, Хам, совершил отвратительный поступок, но два других сына, Шем и Яфет, укрыли отца, не глядя на его наготу. Проснувшись, Ноах проклял потомков Кнаана, сына Хама: им суждено быть презреннейшими из рабов. Тора перечисляет родоначальников семидесяти народов мира, потомков сыновей Ноаха. Далее рассказывается о строителях Вавилонской башни, дерзнувших соперничать с Б-гом. В наказание Б-г смешал языки, рассеял людей по земле, и они перестали понимать друг друга. Раздел завершается перечислением десяти поколений от Ноаха до Авраама.
***
«…Но жить (ве-ишкон) будет он в шатрах Шема…» (9:27).
Кто из нас не грезил в юности о том, чтобы поселиться на необитаемом острове, как Робинзон Крузо, или пожить в одиночестве в маленьком домике посреди девственного леса, чтобы слушать по утрам шелест листьев и пение птиц, подальше от шума городского и крика соседских детей?
Красивый и очень притягательный идеал, особенно для жителя крупного современного города, но он очень далек от еврейского мировоззрения. Еврей не может жить один. Во-первых, ему нужен миньян — по крайней мере еще девять взрослых мужчин для общей молитвы. И еще нужна миква — для поддержания чистоты семейной жизни. Ведь без семьи еврею никак нельзя: «И сказал Господь Б-г: “Нехорошо человеку быть одному”» (Берешит, 2:18).
Этим галахические нужды не исчерпываются. Для полноценной еврейской жизни нужна школа для детей, синагога и бет-мидраш для занятий Торой, нужен резник для поддержания кашрута; наконец, еврею требуется раввин, к которому он обращается со всеми вопросами — от глобальных до самых мелочных.
В Средние века среди евреев германского города Майнца был врач, который лечил всю местную христианскую знать: епископов, рыцарей, баронов, богатых бюргеров. Когда евреев изгоняли из города, а случалось это нередко, врача просили остаться, поскольку других специалистов такого уровня там попросту не было. Но врач каждый раз требовал, чтобы вместе с ним оставили еще по меньшей мере 9–10 семей. Иначе он уйдет со всеми. И антисемиты покорно соглашались…
Короче, еврейское представление о доме неизменно подразумевает наличие соседей.
В святом языке есть слово «лишкон», которое означает «жить», «проживать», «обитать». Тот же корень и в слове «шохен» — сосед. Получается, что еврей может «проживать» только в качестве чьего-нибудь соседа. Нет жизни без соседей.
Рав Носсон Цви Финкель рассказал однажды, какой важный урок он вынес из Катастрофы. От бывшего узника лагеря смерти он слышал, что только один человек из шести получал там одеяло во время лютых зимних холодов. И, как правило, вместо того чтобы завернуться в одеяло самому, эти счастливчики делились им с пятью другими узниками.
Мощь человеческого духа ярче всего проявляется именно в таких ситуациях, в том, насколько ты заботишься о благе других людей, даже в ущерб себе.
Из того же корня, что в словах «лишкон» и «шохен», образовано и слово «Шехина» — Б-жественное присутствие на земле.
Шехина — наша «соседка». Она незримо живет рядом с каждым евреем. И она — хорошая «соседка», потому что не мешает человеку делать то, что он хочет, оставляет ему личное пространство, позволяет проявлять самый драгоценный дар, полученный от Всевышнего, — свободу выбора.
Таков еврейский взгляд на жизнь, который веками защищал нас от фанатизма, присущего другим религиям. Без концепции «жизни рядом с Б-гом», под его пытливым критическим взором, легко впасть в заблуждение, будто моя воля и воля Б-га — это одно и то же: то, чего я хочу, хочет и Б-г.
Если я убил «неверного», значит, Всевышний хочет, чтобы тот был мертв. Фанатик глубоко проникается убежденностью в своей «правоте» и искренне верит, что все его поступки продиктованы желанием Творца.
Народ, живущий по соседству с нами в Стране Израиля, произошел от Ишмаэля, «побочного» сына нашего праотца Авраама. «Ишмаэль» в переводе означает «Б-г услышит». Это значит: что бы я ни сказал, что бы я ни пожелал — Б-г услышит. Такова сущность фатализма и фанатизма. Б-г соглашается де-факто со всем, что я делаю…
Евреев зовут Исраэль — «Б-г прям». Все, что Он делает — прямо и не подлежит «искривлению». Поэтому я должен подстраиваться под эту прямую линию, жить в соответствии с той реальностью, которую Он создал.
Вот что значит быть хорошим соседом.
Оливковый лист из райского сада
«И явился голубь к нему вечерней порою, и вот: сорванный оливковый лист у него в клюве — и так узнал Ноах, что вода убыла с земли» (8:11).
Библейский голубь с оливковым листом, точнее с целой веточкой, в клюве стал международным символом мира, но где птица нашла этот лист? Ведь потоп был катастрофической силы, водные потоки били фонтанами из земных недр и лились с неба: «В этот день разверзлись все родники великой бездны, и распахнулись окна небесные» (7:11). Мудрецы Талмуда утверждали (см. трактат «Санхедрин»), что вода была горячая, как кипяток. Она перемалывала камни, сносила здания. Очевидно, что деревья и прочая растительность были полностью уничтожены, и Ноаху, специально взявшему с собой образцы всех существующих семян, предстояло заново создать земную флору.
Одни комментаторы объясняют, что голубь принес оливковый лист из Эрец Исраэль; другие говорят, что он нашел его в Эденском саду. Только эти два места не пострадали от потопа.
Допустим, что не пострадали. Но вопрос остается открытым. Если водная стихия не охватила Эрец Исраэль и Эден, то что доказал голубь, принеся в ковчег оливковый лист из своей недолгой разведки?
Рабейну Бахья (1263–1340, Испания) объясняет, что, скорее всего, в самой Эрец Исраэль не было ни разрушительных ливней, ни водоизвержения, хотя ее тоже залила вода, прибывавшая из сопредельных территорий. Водный уровень повысился, как и в других местах, однако растительный мир не пострадал, поскольку напор воды был слабым и ее температура невысокой.
Что касается Эденского сада, то, как утверждает Рамбан, его спасли вошедшие в поговорку «врата в рай». Они оставались плотно закрытыми все время потопа и не пустили гибельные воды в Эден. О существовании этих ворот мы косвенно узнаем из предыдущего раздела «Берешит»: «К востоку из Эденского сада Он
(Б-г) расположил ангелов и лезвие вращающегося меча — чтобы охранять путь к древу жизни» (3:24). Раз была охрана — значит, должна быть и ограда с воротами.
Когда же открылись ворота? Как только ушла вода со всей земной поверхности. Именно тогда в Эден прилетел голубь и сорвал зеленый листик.