Взгляд из Израиля
ВЛАДИМИР ЯНКЕЛЕВИЧ,
военный аналитик
Появление российской армии в Сирии, безусловно, один из важнейших вопросов. Насколько это опасно для Израиля? Создают ли «русские в Сирии» новый баланс сил в регионе?
Подобных вопросов можно задать много, но они вторичны. Забросить в Сирию определенное количество военных с техникой, это стандартная задача логистики, это Россия делает не в первый раз.
Российские самолеты или танки, конечно, имеют значение, но региональный баланс они не изменят, для этого их слишком мало. А вот прямое вмешательство России на стороне Асада имеет важное значение уже в силу того, что оно дало легитимизацию участию в сирийской войне иранских подразделений. Иранцы и раньше воевали в Сирии, но то была негласная поддержка режима своими военными и террористической организацией Хизбалла, а сейчас они встроились в тесные ряды «борцов с мировым злом», и из спонсоров терроризма как бы превращаются в спасателей цивилизации от ISIS.
Как будут действовать США в новых условиях, как изменятся региональные союзы, за этим еще нужно внимательно наблюдать, но странные союзы с террористами, они опасны всегда, в том числе и для их создателей.
О союзах
Натанияху в речи в ООН о взаимоотношениях Израиля и США сказал примерно следующее:
«Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен».
Это то, что должен был сказать глава Правительства. То, что союз «неразделим и вечен», в общем-то, верно, но всегда по-разному. В частности Запад поддерживал оппозицию Асаду, обучал, а сейчас не мешает эту оппозицию бомбить… В этом, вероятно, видится западный плюрализм или многополярность мира?
К сожалению, в этом видится пока только одно, ненадежность военных союзов, не основанных на реальных интересах участников. Будет Россия бомбить антиасадовских оппозиционеров или не будет, США это даже не заметит. Ну да, поддерживали их… Раньше…
Чем холоднее отношения по оси Россия-Запад, тем жарче обстановка вокруг Израиля
Иран — он верный союзник Асада. Удастся отстоять Асада, значит, мы увидим «Шиитский полумесяц» — Тегеран-Багдад-Дамасск-Бейрут под патронажем Ирана. Все будет решено свободным голосованием, примерно так — «Кто шиит – опустить руки и отойти от стены». Остальных либо закопают, либо отправят в Европу.
Сценарий отвратительный. Суниты — те, кто не попали к расстрельной стене и не заняты исламизацией Европы, превратят это шиитский полумесяц в очаг мирового пожара, при котором война в Сирии покажется детской игрой.
Именно подготовка к такому варианту развития событий сблизила Израиль с Египтом и Саудовской Аравией. Нас не должны интересовать вопросы развития демократии в этих странах, пусть по этому поводу переживают другие, нам важно насколько эти страны способны реально противостоять общему врагу. И еще немаловажный вопрос – не поменяют ли они этого общего врага при случае на Израиль.
О способности противостоять общему врагу
Наши региональные коллеги-союзники готовятся защищать себя. Давно известно — «ничего так не сближает, как общий враг». Так получилось, что общий враг есть, враждебная деятельность режима аятолл достаточно очевидна, и задача противодействия иранской агрессии полностью совпадает с интересами Израиля.
В конце марта в Шарм-эль-Шейхе прошел саммит Лиги арабских государств, на котором было принято решение о создании объединенных вооруженных сил быстрого реагирования для противодействия растущим угрозам безопасности. Контингент совместных сил будет поддерживаться силами ВВС и ВМФ так же из состава армий Залива.
Предыдущие попытки создать совместные силы быстрого реагирования успехом не увенчались из-за внутренних противоречий, но солируют в этом оркестре все же Саудовская Аравия и Египет, а активно заблуждающихся они могут и поправить. Да и обстановка после соглашения с Ираном изменилась.
Но заявления заявлениями, а какова реальность?
ЕГИПЕТ
- Соглашение с Францией о покупке «Мистралей»
Агентство France-Presse сообщило, что Египет и Франция достигли соглашения о продаже Египту двух универсальных десантных кораблей-вертолётоносцев «Мистраль», построенных во Франции по российскому заказу.
Каждый из этих кораблей может нести по 16 вертолетов, четыре десантных катера и 13 основных танков или танковый батальон легких танков. На кораблях предусмотрено размещение десанта 450 морских пехотинцев (кратковременно – 900).
Это корабли с полным водоизмещением 21300 т (32300 т — предельное), длиной 199 метров, шириной по ватерлинии 32 м. Его высота – 64,3 метра.
Для сравнения: футбольное поле для международных матчей имеет следующие стандарты:
- Длина – от 100 до 110 метров;
- Ширина – от 64 до 75 метров.
«Мистрали» рассчитаны на дальность плавания на эконом-ходу до 10700 миль (19800 км) с автономностью 30 суток.
Для чего нужны эти гиганты? (Строящиеся новейшие большие десантные корабли России проекта 11711 имеют водоизмещение 5000 тонн).
«Мистрали» предназначены для выполнения четырех задач: командного центра соединения кораблей ВМФ, для высадки моторизированного десанта, для приема и обслуживания боевых вертолётов и в качестве плавучего госпиталя.
Иван Коновалов, российский военный эксперт, директор Центра стратегической конъюнктуры, считает, что приобретение Египтом этих кораблей – обычная арабская показуха, преследующая единственную цель создания имиджа как бы великой страны.
Арабская показуха – это всегда имеет место, но не до такой степени. Только за корабли придется заплатить $1 072 млн. Но это только начало. Нужно будет приобрести примерно 50 вертолетов, рассматривается приобретение Ка-52К (корабельная версия), так как «Мистрали» выполнены именно под них. По некоторым данным их стоимость – $20 млн за штуку, а это еще примерно $1 млрд. Но нужно еще создавать базу технического обслуживания, готовить экипажи…
И это все для арабской показухи? Маловероятно.
А вот для действий в составе межарабских сил они очень даже могут пригодиться. Только не на ливийском или синайском направлении, туда удобнее добираться по суше.
Но ведь и этого недостаточно. «Мистрали» слабо вооружены для самообороны. Их нужно охранять.
- Еще одна покупка
В 2014 году Египет заключил с DCNS, Дирекцией по строительству военных кораблей Франции, крупнейшим в Европе объединением военного кораблестроения и одним из ведущих в мире экспортёров военно-морской техники, контракт на покупку четырех 2500 тонных корветов Gowind-2500 за 1 млрд евро с опционом на приобретение еще двух. Строительство первого корвет Gowind начато на верфи в Лорьяне (Бретань), а остальные три будут построены на египетской верфи в Александрии в рамках соглашения о передаче технологии.
Корвет многофункционален, может использоваться как для разведки и выполнения задач защиты и сопровождения кораблей, так и для противолодочной борьбы. Его достаточно высокая скорость – 25 узлов, конструкция винтов, позволяющая действовать и на мелководье, примененные в конструкции стелс-технологии, все это позволяет использовать их так же для морской разведки и полицейских миссий направленных против торговли людьми и пиратства.
- Но и это далеко не все.
Египет приобрел во Франции 5200-тонный противолодочный фрегат FREMM. Аббревиатура FREMM означает «Fregate multi-mission». Он вошел 24 июня в состав египетского ВМФ под названием Тахья Миср. Фрегат выполнен в противолодочном варианте. Контракт был подписан 16 февраля и обошелся Египту в 1 млрд евро.
Франция продала не только корабль. Был заключен контракт о пятилетней технической поддержке и обучении экипажа. Не забыта и подготовка собственно египетской службы технического обслуживания.
- И еще контракт
Этот контракт во Франции назвали историческим. Египет приобрел у фирмы«Dassault Aviation» за $5,6 млрд 24 многоцелевых истребителя четвёртого поколения Rafale (Шквал). Первые три в июле уже переданы египетским ВВС.
Египет является краеугольным камнем межарабских сил из-за его военных возможностей, и, прежде всего, из-за людских ресурсов, и сегодня он стал стратегическим партнером Франции. Нужно отметить «вклад» в это сотрудничество президента Обамы, просто вынудившего Ас-Сиси искать альтернативных поставщиков вооружений и военной техники.
САУДОВСКАЯ АРАВИЯ
Крупнейшим импортером вооружений на Ближнем Востоке безусловно является Саудовская Аравия. (Прогнозируется, что общие закупки оружия в регионе в текущем году по сравнению с предыдущим возрастут в полтора раза и достигнут $18 млрд долларов).
В преддверии ядерной сделки с Ираном Саудовская Аравия заплатила примерно $6 млрд компаниям Boeing, Northrop Grumman и General Dynamics и в настоящее время ведет переговоры о покупке двух фрегатов производства Lockheed Martin.
При всем недовольстве региональной американской политикой Саудовская Аравия стремится всеми силами сохранить взаимоотношения с США и продолжает закупки американских вооружений, но во многом — для поддержания военного сотрудничества.
Поставки на вооружений Ближний Восток настолько объемны и многообразны, что в рамках статьи рассмотреть большинство из них невозможно.
Нужно отметить, что Саудовская Аравия хочет добиться баланса сил или военного преимущества по отношению к Ирану, желательно с зонтиком безопасности от США. Но одновременно это стремление решает и второй вопрос – снижение зависимости от США в обеспечении собственной безопасности.
И в иранской ядерной сделке просматриваются два аспекта: фасадный — открываются горизонты для коммерческой деятельности западным компаниям в Иране, и закулисный. Закулисный — это доходы военных поставщиков в страны Залива, которые без этой сделки были бы намного меньше, а истребитель Rafale, вероятнее всего, вообще был бы снят с производства.
Ось Россия-Запад: чем холоднее отношения, тем жарче вокруг Израиля
А причем тут Израиль, в этом противостоянии?
В современном мире все страны связаны и взаимозависимы. Неосторожные действия одной страны задевает интересы остальных, а в нашем взрывоопасно регионе особенно. В любом случае обстановка вокруг Израиля станет более напряженной.
Межарабские вооруженные силы становятся «фактом на местности», и пока на другой стороне Залива или в Сирии серьезный общий враг, они не направлены против Израиля.
Яков Амидрор, бывший советник Биньямина Нетаниягу по национальной безопасности, по поводу межарабских сил быстрого реагирования сказал, что это
«Это не связано с Израилем. Это связано с тем, как арабам защитить себя от усиливающегося Ирана. <…> Мы не считаем Объединенные арабские силы угрозой Израилю. <…> И у них есть много оснований для того, чтобы воспринимать иранскую угрозу очень серьезно».
Все так, но принятая в Израиле концепция регионального военного преимущества с выходом Межарабских вооруженных сил на плановые показатели потребует усиления ЦАХАЛа.
Октябрь 2015 г.