Обычно Барак Обама принимает высоких иностранных гостей лишь у себя в Белом доме, но в случае папы Франциска он сделал редкое исключение и приехал с семьей встречать понтифика на авиабазу Эндрюс под Вашингтоном. Группа встречи включала также Джо Байдена, первого католика на посту американского вице-президента.
Любопытные, следившие за полетом папы из Гаваны на веб-сайте авиалинии Alitalia, обратили внимание на то, что на пути его самолет сделал несколько кругов над Северной Каролиной и лишь после этого снова взял курс на Эндрюс.
Молниеносно родилась рабочая гипотеза, согласно которой папский самолет специально тянул время, поскольку Обама и Байден якобы опаздывали на встречу с Франциском. Их недоброжелатели начали соревноваться в ехидстве, но Белый дом быстро разочаровал их, заявив, что группа встречи прибыла на аэродром вовремя. Круги над Северной Каролиной объяснили тем, что папа просто раньше времени вылетел из Гаваны.
Папа Франциск — четвертый понтифик в истории, побывавший в США, — гораздо популярнее у американских католиков, чем его предшественник Бенедикт XVI. По данным последнего опроса New York Times и телекомпании CBS, 63% из них относятся к Франциску благожелательно. Положительный рейтинг Бенедикта XVI в зените его популярности достигал всего 43%. Популярнее нынешнего папы римского был лишь поляк Иоанн Павел II, побывавший в Америке даже дважды. В 2002 году 69% католиков США отозвались о нем с благоговением.
Папа Франциск пользуется расположением либеральной американской прессы, большинство сотрудников которой не очень религиозны, но находят созвучными его взгляды по таким проблемам бытия, как миграция, смертная казнь, климатические изменения, имущественное неравенство и изъяны свободного рынка.
По той же причине консервативные издания США встретили папу шквалом критики. Впрочем, либеральная пресса Америки тоже превозносила его не всегда. Например, Washington Post напечатала к его приезду возмущенную редакционную статью под заголовком «Папа Франциск ублажает братьев Кастро на репрессивной Кубе».
Газета отметила, что, будучи после Кубы в США, понтифик встретится не только с Обамой и Конгрессом, но и с «теми, кого маргинализирует наше общество: бездомными, иммигрантами, беженцами и даже заключенными… Его сторонники говорят, что все это часть взятой им на себя роли заступника слабых, роли, которая принесла ему восхищение и католиков, и части людей за пределами церкви».
«Как же тогда прикажете понимать то, как вел себя папа Франциск на Кубе? — продолжает Washington Post. — Папа провел четыре дня в стране, коммунистическая диктатура которой по-прежнему беспощадно душит свободу слова, политическое инакомыслие и другие права человека, несмотря на улучшение отношений с Ватиканом и США».
И тем не менее, заметила газета, к моменту написания ее редакционной статьи «папа не сказал и не сделал абсолютно ничего, что могло бы причинить дискомфорт его официальным хозяевам… Папа Франциск встретился с 89-летним Фиделем Кастро, который не занимает на Кубе никаких постов, но не встретился ни с единым представителем диссидентских кругов».
По словам Washington Post, десятки диссидентов были задержаны по пути на мессу, которую проводил Франциск под открытым воздухом. «Делать им там было нечего, — оговорилась газета. — В своей проповеди папа не сказал ни слова о том, за что они борются, и даже о политической свободе вообще».
Консервативные американские критики понтифика предъявили ему аналогичную претензию, но сосредоточили огонь на его филиппиках против капитализма, который, по его словам, плодит нищету и рискует превратить Землю в «гигантскую кучу грязи».
Ожидая эти нападки, Франциск, который пекся о нищих у себя в Буэнос-Айресе и поэтому известен в Аргентине как «трущобный папа», отрицал журналистам на пути из Гаваны, что он «несколько левоват». Это не убедило консервативного экономиста Томаса Соуэлла, который напечатал колонку под заголовком «У левых есть свой папа».
Как и другие консерваторы, Соуэлл, родившийся и выросший в Гарлеме, противопоставляет нападкам Франциска на капитализм апологию свободно-рыночной экономики. По его словам, именно благодаря ей к концу прошлого столетия у 99% американцев было электрическое освещение, тогда как в 1900 году его имели всего 3%. Детская смертность составляла в 1900 году 165 на тысячу, а в 1997-м — всего 7. К 2001 году, пишет Соуэлл, у большинства американцев, находившихся ниже черты бедности, было центральное кондиционирование воздуха, машина и несколько телевизоров.
«Постоянно критикуемая рыночная экономика США сделала для бедных намного больше, чем левая идеология, — резюмирует автор. — Аргентина, родина папы Франциска, когда-то была в числе самых экономически развитых стран мира, пока ее не разорили идеологические теории типа тех, которые он сейчас пропагандирует по всему свету».
Речь Франциска в Конгрессе, во время которой пригласивший его спикер Палаты представителей католик Джон Бейнер так растрогался, что прослезился, а потом объявил об отставке, десятки раз прерывалась аплодисментами. Правда, по крайней мере один конгрессмен-республиканец бойкотировал ее в знак протеста против неконгениальных ему взглядов святого отца, либеральный член Верховного суда 92-летняя Рут Бейдер Гинзбург периодически засыпала, а критики и слева, и справа нашли в речи понтифика изъяны.
Слева были недовольны тем, что Франциск высказался против абортов и не поддержал однополые браки, а справа ворчали, что он упомянул аборты лишь мельком, но страстно выступил против смертной казни. Франциск также призвал, чтобы в США более сердечно относились к иммигрантам. Справа заметили, что Америка ежегодно принимает больше иммигрантов, чем все остальные страны мира, вместе взятые, и к тому же у Ватикана чуть ли не самые драконовские на планете законы на этот счет.