Эта статья выйдет после праздника Симхат Тора, когда все евреи, которые «в курсе», дружно приступят к новому витку изучения Торы, начиная с первой главы книги «Берешит».
Это значит, что по учебному календарю мы находимся в первой учебной неделе года. Очень похоже на то, что четыре праздника из одной группы — Рош Хашана, Йом Кипур, Суккот и Симхат Тора — являются четырьмя аспектами (или четырьмя измерениями) празднования Нового года.
Циклы
Человек проживает жизнь внутри циклов. Есть циклы: минута (в которой 60 секунд), час (60 минут), сутки (24 часа), неделя (7 суток), месяц (около 30 суток), год (365 суток), а также четыре сезона.
О часе и минуте древние люди могли и не знать, пока не появились часы как инструмент со стрелками, которые ходят по кругу. Самый природный цикл — суточный. При этом в рамках суток есть день, когда мы функционируем, и ночь, когда, наоборот, переходим в новый день (во время сна). Неделя «переключается» с помощью выходных дней, у религиозных евреев — с помощью шаббата. Месяц бывает лунный, и тогда новолуние, а у евреев «спецдень» — рош-ходеш. Годичный цикл отмечается у народов мира днем Нового года. Есть еще учебный год и его начало (у многих — 1 сентября).
У евреев из четырех осенних праздников тишрея Рош Хашана — это официальное начало года, а Симхат Тора — начало учебного года.
Четыре измерения
Отмечать Новый год очень важно. Есть выражение: «Как встретишь Новый год, так его и проведешь». И возможно, что еврейский календарь разделил празднование встречи Нового года даже не на два, а на четыре праздника (специальных дня).
День чистки
Йом Кипур — день очищения. Это напомнило мне любимый новогодний фильм всея России — «Ирония судьбы, или С легким паром!» — в котором герои каждый год 31 декабря ходили в баню.
«Правильные» евреи перед Йом Кипуром (а многие и перед Рош Хашана) ходят в микву, похожий на баню ритуал, но более глубокий. А пост и сама идея Йом Кипура — это «духовная баня», внутреннее очищение, возможность не тащить в Новый год старые психологические травмы и обиды.
Дни радости
Суккот — это аспект радости, в том числе и для того, чтобы ввести радость в Новый год.
Тема Суккота сама по себе многомерная. Украшение сукки (шалаша) немного напоминает украшение новогодней елки. Выход из дома на природу напоминает готовность выйти в новом году на простор из привычных рамок.
В древности Суккот был и праздником урожая, символизируя начало нового года для земледельца.
Семь дней Суккота (в том числе через семь символических гостей — ушпизин — праотцев) символизируют новогоднюю активацию семи сфирот (хесед, гвура, тиферет, нецах, ход, йесод, малхут). Сам шалаш одновременно активирует нашу детскую часть личности (как бы игрушечный домик) и отсылает к «детству народа» (в раннюю историю — странствия по пустыне). Шалаш — это и символическое место встречи еврея с Б-гом, что является пожеланием иметь близкую связь с Б-гом в наступающем году. Шалаш напоминает и Иерусалимский Храм, который мы мечтаем восстановить…
Растягивая празднование и внося в разные дни различные аспекты, мы можем сделать процесс одухотворения наступившего года гораздо более многомерным, насыщенным и мощным.
Желаем читателям газеты всего самого хорошего в уже пришедшем 5776 еврейском году!