Узкая тропинка

Смерти узкая тропинка не задержка, не заминка.
Дуб пред ней или былинка, слабый, сильный, — скрутит нить.
Перед ней никто не правый. Юный, старый, — скосит травы.
Лучше смерть, но смерть со славой, чем в постыдной жизни жить.
Шота Руставели

Давайте начнем с анекдота, чтобы оправдать грустный эпиграф и разрядить обстановку. Грузин и армянин начали спорить: кем был Шота Руставели? Армянин называл его потомственным ахалцихским Ашотом Руставеляном, грузин время от времени хватался за кинжал. В итоге решили обратиться к нейтральной стороне – грузинскому еврею. Тот ответил «по-моему все просто. Любой человек стремится умереть на своей родине. А Руставели похоронен в Иерусалиме».

Но это шутка. Как в любой шутке,в ней есть доля шутки. Ведь: «Не мертвый воспоет Твоих деяний славу, нет радости в аду и в преисподней слов, укрой меня крылом, дай восхвалить во славу мне, сыну немоты твой милосердный кров!» (6-й псалом, переложение Арье Юдасина).

Теперь вернемся к словам Руставели. На самом деле надо разобраться, о какой славе идет речь. Если о земной, то чаще всего она — земная плата злодеям за те добрые дела, которые они совершают здесь,- чтобы полностью уничтожить их в Будущем мире.

То есть версию еврейского происхождения Руставели я полностью отвергаю. Мудрость есть у народов мира, но Торы у них нет. В стихе слышен отзвук того, что в старом русском литературном языке называлось «бранной славой». Но всё-таки, может быть внешнее впечатление ошибочно и не о той ли истинной славе, которую имеет в виду Тора, говорит великий поэт?

Возьмем пример человека, который в свое время завоевал весь мир. То есть имел большую славу. Даже герой гоголевского «Ревизора» признавал, что он великий человек, хотяиполагал, что из-за него не надо ломать стулья.

Александр Македонский пришел в одну страну, лежащую за горами Тьмы. Страна эта называется Карфагеном и вся населена женщинами. Вышли женщины к нему и сказали ему: «Ты хочешь воевать с нами, но подумай: если ты победишь нас, скажут: царь, победивший женщин! Если же мы победим тебя, скажут: о царь, побежденный женщинами!» Царь послушался их и, когда он вышел из их страны, он написал на воротах города: «Я, Александр Македонский, был глупцом, пока не пришел в страну карфагенскую и не научился мудрости у женщин!»

Потом он пошел в другую страну, называющуюся Африкой. Жители этой страны вышли встретить его с золотым хлебом, золотыми яблоками и золотыми гранатами. «Разве у вас едят золото?» — спросил их царь. «Нет», — отвечали они. — А в вашей стране разве не едят его? (Так за чем же ты пришел к нам?)» — «Я пришел видеть, как вы судитесь», — отвечал Александр.

Между тем, как они сидели и говорили таким образом, двое людей пришли судиться пред царем этой страны. «Государь,- начал один из них,- я купил вот у этого человека, который пришел со мной, пустошь. Начал я рыть в ней землю и нашел клад. Говорю я ему: возьми себе свой клад, ведь я купил себе только землю, но не клад! Не прав ли я, великий государь! Вели ему взять клад». Но лишь только этот окончил свою речь, как другой начал говорить. «Праведный царь! — сказал он. — Я так же, как и этот человек, боюсь присвоить себе чужое добро. Вели ему, о государь, взять себе клад, ведь я продал ему пустошь и все, что в ней находится». Подумав немного, царь позвал одного из них. «Есть у тебя сын?» — спросил он его. «Есть»,- отвечал он. — «А у тебя есть дочь?» — спросил он другого. «Есть, великий государь»- отвечал тот. «Ну так жените их друг на друге, и пусть найденный клад будет их приданным».

Тяжущиеся ушли довольные и счастливые. Александр не мог скрыть своего удивления. «А разве я нехорошо рассудил их? — спросил царь. — Как бы решили подобное дело в вашей стране?» — «У нас,-отвечал Александр,- убили бы того и другого (тяжущихся), а клад был бы взят в царскую казну».
Царь поднял глаза к небу. «Великий Боже,- произнес он. — А светит солнце в вашей стране?» — «Светит». — «И дождь идет?» — «Идет». — «Так, вероятно у вас есть животные, ради которых солнце светит и дождь идет!» (Ибо люди, столь грешные и неправосудные, не достойны небесной благодати.)

Попытаюсь прокомментировать, чему я лично научился у Александра Македонского. Человек, который не боится понять, будучи земным владыкой, что он был глупцом,и способный признать, что он чему-то научился у женщин – наверное, достоин славы, хотя бы в этом мире. А может быть — и в будущем. Ведь он упал в ниц перед главным коэном в Иерусалиме, не брал налогов с евреев в год шмиты, оправдывал на суде евреев против претензий других народов. Но Будущий мир — не моя прерогатива.

Теперь относительно золотых яблок. У меня была похожая история. Меня пригласил в Москву известный продюсер для выступления на корпоративах. Раввин на мой запрос ответил: «Тебе есть что кушать? Тогда давай переменим тему разговора…».

Честно говоря, трудно поверить, глядя на историю человечества, что существовали в Африке реальные люди, способные конфликтовать ради того, чтобы передать другой стороне спорное имущество. Скорее, Талмуд подразумевает мудрецов Торы. По-моему, современные правители скрывают за красивыми фразами желание все присвоить, причем себе лично. Даже не казне. И большинству из них далеко даже до Александра Македонского из приведённой агады Талмуда.

Быть может, человечество живет в заслугу скота и отдельных праведников,единственная мысль которых — не покушаться на спорное, тем более чужое имущество.

Я надеюсь, что скоро воцарится истинный Царь. Земля наполнится знанием о Всевышнем. Народ на народ не поднимет меча. И Царь откроет каждому его предназначение.

***
Порассуждаю о сукке. Так получилось, что эту тему я затронул в память о рабаннит Юдит Каплан. За год до ее смерти моей супруге сказали, что на следующий год в ее школе будет сокращение штатов и снимут или ее, или Юдит. Мы с супругой решили что с этого момента будем особенно хорошо относиться к Юдит. Вы представляете, что бы было, если бы мы погнались за славой: кто «лучший работник»? Попытались бы доказать это начальству. Возможно, нас просто не допустили бы в мир истины.
Привожу мой ранний рассказ «Облака славы».

Памяти Юдит Каплан

Сукка (шалаш) – один из главных символов праздника Суккот.
Почему Тора велит нам сидеть в сукке в память о том, как Б-г обеспечил нас этим примитивным жильем во время странствий в пустыне, но не требует увековечить чудо небесной манны и передвижного источника воды? Комментатор даёт такое объяснение. Когда Б-г повёл сынов Израиля в пустыню, Он обязался кормить и поить их. Ведь люди не могут обойтись без пищи и воды. Шалаши же — это предмет роскоши, который не полагается обычным путешественникам. Им приходится спать под открытым небом. Именно за эту роскошь мы и благодарим Б-га, проводя в сукке семь дней “праздника кущей”. Но главное, сукка напоминает нам о том, как Б-г укрывал евреев в пустыне облакaми славы, защищая их от диких зверей, насекомых, жаркого солнца…

Облако Б-жественной славы можно считать чудом ещё более высокого ранга. Не зря при упоминании о нем римские солдаты, пришедшие арестовать племянника императора — Онкелуса, все перешли в иудейскую веру. Ведь действительно, кто из путников может похвастаться такой привилегией? Вы только представьте: где бы ты не находился, чувствовать себя дома, под надёжной защитой! Римляне попались умные, сообразили, что сукка – это для еврея образ всего мира.

Комментатор также напоминает, что манной и водой из походного источника пользовались не только евреи, но и сопровождавшие их иноплеменники («эрев-рав»). Шалаши же предназначались только сынам Израиля.

Позвольте предположить, чем мы заслужили такую честь? Мне кажется, в заслугу наших женщин. Известно, что благодаря облакам славы одежда не портилась, не пачкалась, люди не болели, им не было жарко или холодно. Женщинам, повелительницам домашнего очага, просто было нечего делать.
Испытание «ничегонеделанием», по словам Талмуда, обычно кончается развратом или сумасшедшим домом. Талмуд, правда, предлагает женщине поиграть в шахматы, но приходит к выводу, что полностью даже это не выручит. И только праведницы поколения пустыни, обладавшие всеми добродетелями, могли выдержать такое испытание.

Кроме того, после выхода евреев из Египта женщины взяли на себя функцию облаков славы. и несут её до сих пор. Оглянитесь, если рядом мать, сестра, жена, дочь – значит, они над Вами!

В Талмуде приводится другая история. Всевышний испытывал народы мира, требующие Тору, суккой. Построив гигантский шалаш, Он устроил страшную жару. Выйдя из сукки, их представители, все как один, пнули её ногой. «Из-за тебя, мол, стерва, нам Тору не дают!». Хотя нечего на неё пенять. Ну, нет у них своих облаков славы, потому и Торы нет. Посмотрите, до чего они своих женщин довели. Где в тюрьму под паранжу, где в рабочий скот, где почти на панель… А сукка тут совсем ни причем.

Облака славы окружали и охраняли стан евреев снаружи, они защищали их от ветров, уничтожали змей, выравнивали горы. Кроме этого, каждый еврей ежедневно утром находил свою одежду чистой и выглаженной. Облака окружали весь стан и защищали его.

Манна была основной пищей евреев в пустыне. Манна обладала замечательным свойством — изменять свой вкус по воле человека,- и каждый ощущал иной вкус, поедая её. Также у манны было удивительное свойство — она полностью поглощалась организмом, становясь единым целом с человеком, который ее ел. Манна как бы становилась внутренней сутью человека.

Колодец обеспечивал евреев водой. Вода не является пищей, но мы все прекрасно знаем, что без воды выжить невозможно. Кроме этого, она способствует распространению пищи по всему телу.

Все три предмета — облака, манна и колодец — находятся в Торе. Тора охраняет нас извне как облака; она насыщает нас и становится нашей сутью как манна; также как и без воды — жизнь без нее абсолютно немыслима.

Каким образом это выражается в Торе? Манна становилась сутью человека, однако не всем она была дана одинаково; праведники получали манну готовой к употреблению, грешники же должны были тяжело трудиться: молоть, варить и т.д. Дело в том, что евреи в своей собственной сути различны. Есть еврей, которому достаточно прочесть «Шма Исраэль» — и этим он исполнил свой долг, выполнил заповедь изучения Торы. Другому еврею для того чтобы исполнить свой долг – необходимо учить Тору весь день. Почему так? Потому, что требования, которые выставляет Тора еврею, зависят от его состояния и уровня.И от каждого требуют в соответствии с его возможностями.

В отличие от этого, облака обволакивали всех евреев в одинаковой степени, без каких-либо различий. Они охраняли всех в пустыне, в месте змей и скорпионов. Пустыня — аналог нашего мира: места, полного опасностей и Тора — это единственная защита для каждого еврея.

В своей внутренней сути, души всех евреев равны и Тора принадлежит нам всем в одинаковой степени.
Свойство воды — стекать сверху вниз. Вода проводит и распространяет манну и облака славы к каждому еврею. Тора спустилась с высот в наш нижний мир и,когда еврей читает Тору, даже если он не понимает смысла слов, он получает из Торы манну и облака славы, которые в ней.

Мне кажется, что облака славы, пришедшие в заслугу Аарона, манна Моше, колодец Мириам не случайно своей земной причиной имеют заслуги членов одной семьи. Потому что в этой семье умели услышать друг друга.

Господи, дай нам прозреть ради мира в Доме Твоем и в народе Твоем!
(Н.Горовиц)

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Марат Левин

Израиль
Все публикации этого автора