Заявление Джона Бейнера, что с 30 октября он больше не спикер Палаты представителей, то есть не третье лицо Соединенных Штатов после президента и вице-президента, и, более того, не конгрессмен, прозвучало громом среди ясного неба. Наши законодатели, конечно, приходят и уходят, но лидеры такого ранга, как правило, предварительно сообщают об этом на высшем уровне, а тут даже президент Обама признался, что был удивлен. Удивляться было особо нечему: еще 8 сентября вашингтонская газета Politico под заголовком «Будущее Бейнера как спикера под сомнением» написала, что «многие старшие советники и законодатели Палаты представителей впервые не верят, что он будет претендовать на следующий срок спикера в 2017 году. По их словам, эра Бейнера может подойти к концу. Но все равно — хотя стало известно, что совестливый и слезливый Бейнер собирался отказаться от молотка спикера еще в конце прошлого года, — всем больше понравилось удивляться.
31-летний южноафриканец Тревор Ноах, который сменил зубоскала Джона Стюарта в программе Daily Show на кабельном телеканале Comedy Central, в понедельник, 28 сентября, со смехом заявил: «Нет, быть не может! Я купил модные костюмы, все новое и только что научился произносить вашу фамилию!»
Пошли, как сказал бы не менее популярный христолюбивый радиошутник Вадим Ярмолинец, антинаучные разговоры, будто католик Бейнер 24 сентября выслушал послание папы римского к городу и миру в Конгрессе, окончательно убедился, что всё в мире суета сует и всяческая суета, а на следующий день заявил, что покидает пост спикера Палаты представителей, на котором пробыл больше четырех с половиной лет, и палату, в которой прозаседал почти четверть века.
«Мне стало ясно, что продолжительная нестабильность в лидерстве нанесет непоправимый ущерб этому институту, — заявил 65-летний Бейнер на пресс-конференции 25 сентября, имея в виду институт власти. — Поэтому сегодня утром я сообщил коллегам, что покину пост спикера и Конгресс в конце октября. Как я уже вам говорил, речь идет не обо мне, а о людях и об этом институте». После пресс-конференции он доверительно сообщил двум журналистам, что после выступления папы Франциска ему нечего добавить.
То, что за четыре месяца до начала первичных выборов республиканцев Джон Бейнер воткнул в политический муравейник не просто палку, а молоток спикера, вызвало ожидаемое брожение умов. Прагматики сослались на очередной затор в отношениях между республиканцами и демократами Конгресса по части бюджетных ассигнований. Консерваторы-республиканцы стали предупреждать своих претендентов в кандидаты не унывать и не зарывать в землю боевые топоры.
26 сентября религиозные активисты, как это обозначило агентство Associated Press, «активно передали это обращение: среди прочих приоритетов займите бескомпромиссную позицию против права на аборты и однополых браков, даже если это грозит остановкой работы федерального правительства». В первую очередь это касалось Джеба Буша, а в принципе, как считает Гэри Бауэр, бывший президент католического Совета исследований проблем семьи (Family Research Council), «консерваторы воспламенились».
В прошлый уик-энд Бауэр выступал в Вашингтоне на ежегодном саммите организации Values Voter, куда входят консерваторы-активисты и выборные политики со всей страны. Один из делегатов саммита, 60-летний техасский бизнесмен Алвин Каддаз, в кулуарах сказал, что на Капитолийском холме пора прислушаться к тому, что говорят в народе. «Нужно делать то, что обещали, — заявил Каддаз, имея в виду, естественно, законодателей-республиканцев. — А если они не делают, то это отразится на выборах».
Джеба Буша на этом саммите не было, и нынешний глава Family Research Council Тони Перкинс удивился, заметив, что Бушу «следовало бы ладить с этим блоком избирателей».
По мнению корреспондентов АР Стива Пиплса и Джил Колвин, решение Джона Бейнера «обнажило глубокие расхождения внутри Республиканской партии, которые ставят под вопрос ее способность сплотиться вокруг одного кандидата весной следующего года», то есть перед национальным съездом партии. Судя по двум прошлым выборам, крайне правых республиканцев сильно разочаровали их кандидаты Мэтт Ромни и Джон Маккейн. От относительно гибкого Джона Бейнера они тоже не в восторге, и его уход заряжает их надеждой на кандидата, который разожжет страсти, хотя, возможно, и не очарует большинство избирателей — это придет позже. Таким кандидатом мог бы показаться политический аутсайдер Дональд Трамп, но на него наши правые пока не ставят.
Один из основателей Чайной партии Марк Меклер сказал, что Бейнер стал очередным представителем истеблишмента, от которого отказались раздраженные им консерваторы. «Сегодня бунтарство актуальнее, чем когда-либо, и похоже, что оно повлияет на президентские выборы 2016 года, — заявил Меклер в интервью АР. — Наше влияние растет».
У этого влияния пока нет победоносной силы, но ясно, что в Республиканской партии зреет недовольство истеблишментом, о чем в разной степени, но единодушно высказываются ведущие претенденты. В основном они согласны с позицией «чайников» не вносить в бюджет расходы на организацию Planned Parenthood Federation of America, которая в числе прочих оплаченных государством забот о женщинах оплачивает аборты. Опросы показывают, что большинство избирателей так не настроены, тем более что этот раздор во власти может приостановить работу правительства, как это было из-за обамовского закона о доступном здравоохранении в 2013 году, когда мы 16 дней прожили без большинства федеральных чиновников. Сегодня на такую крайнюю меру согласны все претенденты-республиканцы, за исключением Джеба Буша и огайского губернатора Джона Кейсика.
Приехавший на саммит Values Voter в Вашингтон техасский бизнесмен Алвин Каддаз торгует сельскохозяйственным инвентарем, а еще один делегат, 64-летний Арли Олсен из Миннесоты, разводит свиней. Для него уход Джона Бейнера стал «хорошим знаком того, куда идет страна». Визит папы римского в США и его проповеди добра и терпимости воодушевили наших левых, но отповеди разрушителям института семьи вдохновили правых. По мнению Арли Олсена, на выборах в 2016 году трудно будет победить без поддержки консерваторов-христиан. Если вспомнить одну пророческую книжку Джорджа Оруэлла, фермеры-свиноводы знают, о чем говорят. Джон Бейнер тоже не отказался от фермерской терминологии и в воскресной телепрограмме Face the Nation (CBS) сказал, что «не хотел бы оставлять преемнику грязный амбар» и собирается «немного почистить амбар, до того как туда войдет следующий».
Преемником Бейнера называют 50-летнего главу республиканского большинства Палаты представителей Кевина Маккарти, выбранного в 2006 году, чего, в принципе, для спикера маловато. Другим возможным кандидатом считают председателя комитета палаты по финансам Джеба Хенсарлинга, который на 8 лет старше и заседает на три года дольше.