После Йом Кипура приходит Суккот. Ключевая тема этого праздника — тема радости. Поговорим о радости и о том, чему мы можем научиться из концепций Суккота.
Поводы к радости — это очень разнообразная тема: разные люди могут радоваться разным вещам. Например, есть простые виды радости — еда, отдых и т. п. Тема же Суккота подскажет нам нетривиальные (взрослые) идеи радости.
Суккот входит в две связки: Песах — Шавуот — Суккот и Рош Хашана — Йом Кипур — Суккот.
«Элитные» радости
Первая связка может быть раскрыта через три ценности: свобода (Песах) — мудрость (Шавуот) — радость (Суккот).
Чему это нас учит?
Есть радость, требующая мудрости (или опыта). Например, чтобы радоваться классической музыке, нужно в ней разбираться. То же самое относится к живописи, к литературе и т. д.
Мудрость — это те знания, которые помогают нам оценить высокое искусство и другие ценные вещи, например духовные аспекты бытия и умение радоваться им.
Какая роль свободы в этой связке?
Дело в том, что большинство людей не могут свободно выбрать для себя путь постижения высокого искусства. Их приземлённая часть личности будет сопротивляться и бунтовать. Эти люди принадлежат к миру массовой культуры. Они не хотят напрягаться и мучить себя мудростью, так как масскультурные радости доступны и понятны без усилий. То есть приземлённый человек находится в рабстве своей приземленности, и путь через мудрость к высокой радости для него несвободен. Как говорил классик, «рожденный ползать летать не может».
Добавим штрих к теме. Раньше высокое искусство было почти недоступным для массовой аудитории. Интернет создал уникальную ситуацию. В бесплатном доступе через Интернет можно приобщиться к «взрослым» формам искусства и духовности. На YouTube есть музыкальные и театральные материалы, оцифрованы музейные картины и тексты классиков. Также есть доступ и к комментариям к Торе и каббалистическим текстам (даже в переводе). И поэтому оправдания относительно отсутствия доступа у людей сейчас нет — в самом маленьком городке можно смотреть и слушать, читать и изучать, радоваться и наслаждаться «высокими» радостями.
Радость отношений
Вторая связка праздников может быть «расшифрована» следующим образом: осознание отношений (Рош Хашана) — очищение отношений (Йом Кипур) — радость от исправленных отношений (Суккот).
Важной формой получения радости являются наши отношения с другими людьми: любовь, дружба, сотрудничество, партнёрство.
Триада праздников выражает идею отношений с Б-гом. В Рош Хашана мы говорим «Б-г с нами» — как Царь, как Родитель, как Партнер. Мы осознаём наличие отношений. Но… в отношениях существуют подводные камни.
Мы нередко попадаем в конфликты в отношениях и не «разруливаем» их. Возникшие обиды (и другие вредные качества) падают на уровень подсознания и отравляют отношения помимо нашего осознания. Расчистив эти «баррикады», мы получаем новый уровень радости в отношениях.
Иудаизм выстраивает эту модель по отношению к Б-гу. Но мы должны научиться проработать эту модель в трех измерениях: к Б-гу, к себе (что тоже важно) и к другим людям.
Итак, мы имеем на базе Суккота две идеи освоения «продвинутых» форм радости жизни. И этот опыт уместен не только для евреев, он является ценностью для всего человечества — даром евреев народам мира.
Желаем читателям в наступившем году приблизиться к освоению «высокой» радости и очистить и возвысить свои отношения с ближними.
Приглашаю в свою сукку по адресу: 2682, West 2nd St. 28 сентября, в понедельник, в 8 рm, поговорить о радости.