Что такое Рош Хашана и Йом Кипур в еврейском календаре? Эти дни призывают нас: «Остановись! Подумай о том, как ты живешь! Ты на правильном пути или нет? Ты погряз в болоте — вылезай из него!..»
При этом есть и проблема в отношении Йом Кипура. Ее можно определить известным словом, не имеющим отношения к иудаизму, — индульгенция. Человек думает, что, попостившись день, сможет купить себе прощение грехов. Об этом пишут многие мудрецы Торы: не может быть такой ситуации, когда человек просто отрабатывает свой Йом Кипур и пытается вымолить прощение только лишь для того, чтобы грешить дальше как ни в чем не бывало.
Йом Кипур это не ежегодная индульгенция. Он дается нам каждый год, чтобы мы могли подняться на новую, более высокую ступень. Как только человек проанализирует свои поступки и исправит себя, это даст ему возможность подняться на следующий уровень, и так каждый год.
Когда человек погряз в болоте греха и далек от величия Всевышнего, он совершает поступки, совершенно не подобающие его высокому предназначению. Однако он этого не понимает, поскольку находится глубоко в болоте. Рош Хашана заставляет его встрепенуться, отряхнуть с себя комки грязи и подняться над болотом. После Йом Кипура такой очищенный человек уже не захочет обратно в болото — он продолжит жить в духовном напряжении, которое поможет ему расти дальше.
Если человек весь год работал над собой, то в Рош Хашана и Йом Кипур он получает новый импульс, и это дает ему возможность пересмотреть снова свою жизнь. И то, что он считал идеальным, уже видится ему иначе и требует исправления. Рош Хашана и Йом Кипур — те вехи на пути духовного подъема, которые даны нам в жизни, чтобы мы могли удостоиться освящать Имя Всевышнего.
Великий человек в народе Израиля рав Йосеф Шломо Каанеман из Поневежа был раввином небольшого городка на границе Беларуси и Литвы, а также депутатом литовского парламента. Обладая определенным весом в обществе, перед самым началом Катастрофы он отправился в Америку для сбора средств на помощь еврейским беженцам. По дороге рав остановился в Земле Израиля, и в это же время Литва была оккупирована. Ему стало некуда возвращаться и не для кого собирать деньги. Вся его семья погибла, в живых остались только он и его сын. Рав Каанеман решил основать иешиву «Поневеж» в Земле Израиля, и по большому счету это заново возродило Тору здесь.
Еще до этих событий, когда в Европе вовсю бушевал антисемитизм и Гитлер все больше набирал силу, рав из Поневежа, выступая на съезде «Агудат Исраэль», заметил интересную вещь. Он сказал примерно следующее: «Представьте себе спящего павлина. Все его перья в пыли. Взять щеточку и начать чистить — непродуктивно. Но зато стоит павлина разбудить, как он встрепенется, расправит хвост и начнет махать крыльями — тут же стряхнет с себя всю грязь. Тогда все увидят его истинную красоту. Так и нашему народу — достаточно проснуться и встрепенуться!»
Йом Кипур — это остановка в беге по жизни для анализа наших поступков, возможность проснуться, встрепенуться и подняться на новый уровень, стать ближе к Всевышнему, чем мы были весь предыдущий год…
Что же такое Йом Кипур? Слово «капара» не переводится как прощение. Капара — это очищение. Трактат «Йома» оканчивается мишной, повествующей, как замечателен удел нашего народа, который очищается перед Всевышним. Как миква очищает нечистых, так и Всевышний очищает еврейский народ.
Йом Кипур — это не просто день, когда мы можем встрепенуться и снять с себя всю нашу грязь — потому что сами мы не в силах это сделать. Если любой из нас посмотрит на свои деяния до того, как он встрепенулся и стал жить по Торе — ой вей, сколько всего! Без помощи Свыше вылезти из этого невозможно. Однако по Своей милости Всевышний даровал нам великое очищение в день Йом Кипур, и мы можем действительно стряхнуть с себя в этот день всю грязь, при условии что мы готовы все исправить и принимаем на себя все величие дня.
Рош Хашана как День суда есть у всех народов мира, но Йом Кипур как День очищения есть только у нас. Надо лишь постараться не упустить эту возможность, использовать помощь Свыше и подняться на очередную ступень — и идти дальше, исполняя высокое предназначение нашей драгоценной души.
Рав Игаль ПОЛИЩУК
http://www.beerot.ru