Наш календарь

Мы приблизились к апофеозу еврейского календаря — празднику Йом Кипур.

Наш духовный календарь структурируется двумя способами. Шаббаты и рош-ходеши делят год на одинаковые фрагменты — на недели и месяцы. При этом сам период может по-разному соотноситься с выделенным днем. Так, например, есть три системы отсчета. По одной из них (самой популярной) — шаббат завершает неделю. Он как бы подводит итоги, позволяя нашему подсознанию «упаковать» недельный опыт в единый «блок».
Кстати, это немного напоминает сон, когда мозг не занят делами и освобождается для переосмысления прожитого дня.
В шаббат мы не работаем, и это дает подсознанию возможность осмысления. Вторая система расчета рассматривает шаббат как начало недели. Мы заряжаемся в шаббат духовной энергией и потом расходуем ее в течение недели. И наконец, есть третья система, по которой неделя начинается в среду, после трех дней шаббат становится центром недели, и потом проходит еще три будних дня после шаббата.
Это мы говорили о регулярных делениях календаря. Но есть и второй формат — специальные дни.
Есть пять основных дней из Торы — Рош Хашана, Йом Кипур, Песах, Шавуот и Суккот. Они делятся на два блока, причем Суккот входит в оба блока. Каждый праздник многомерный и в зависимости от зрелости и духовного уровня человека раскрывается несколькими измерениями.
Треугольник Песах — Шавуот — Суккот в «первом чтении» символизирует триаду: свобода — мудрость — радость. При этом все три категории очень многослойны, и мы можем ежегодно осваивать их более продвинутые версии.
Кстати, эти три концепции праздников связаны.
Свобода нужна для чего? В том числе для возможности свободного доступа к мудрости. Мудрость нужна для чего? В том числе для получения мудрой радости в жизни. Кстати, современные манипулятивные технологии создают очень мощные «лишатели» свободы — на ментальном уровне, загоняя человека в очень жесткую клетку восприятия реальности.
Многие советские евреи внутри себя содержат механизм, отталкивающий их от еврейской мудрости на основе накопленных стереотипов, предрассудков, и этот фактор также является несвободой. Как говорилось в перефразированном лозунге, Let my people know.
И наконец, интересующая нас триада праздников: Рош Хашана — Йом Кипур — Суккот. Кульминацией ее снова является Суккот и идея радости. Но уже в другом аспекте.
Мы рассматриваем Всевышнего как особо любящего нас и поэтому желающего нам радости. Но большинство людей имеют конфликты с Б-гом. Нам может помочь лучше понять это метафора. Сравним Б-га с родителем. У нас нередко бывают конфликты с родителями. Родитель хочет счастья своему ребенку, но мы, дети, не хотим принимать от них любовь к нам. Здесь похожая ситуация с Б-гом.
Первый праздник — Рош Хашана — это family reunion, первая «встреча» с Б-гом, и шофар знаменует эту встречу. Это напоминает сюжет картины «Возвращение блудного сына». Но, вернувшись к контакту, мы еще сохраняем в себе внутренние барьеры на психологическом и духовном уровнях.
«Зачисткой от баррикад» занимается Йом Кипур. Мы «пробиваем» барьеры и заторы, «разбираем баррикады», «проливаем свет» на «теневые происки». Кстати, «Изкор» в Йом Кипур — это параллель между памятью о родителях и связью с Б-гом. И как результат — мы не только ощущаем встречу с Б-гом, но и испытываем в праздник Суккот радость, которая вливается в нас из Источника Радости. Сука — это место радости встречи с Б-гом.
Сознательное проведение Йом Кипура — это очищение, трансформация и одухотворение еврея, восстановление связи с душой, и мы желаем читателям удостоиться этого.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Брук

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора