Однажды женщина пришла к главе иешивы «Тора ве-Даат» в Бруклине раву Аврааму Паму и пожаловалась, что жизнь не радует ее. Она страдает из-за того, что на протяжении нескольких лет семейной жизни у нее нет детей, о которых она так мечтала. Рав Пам посоветовал ей начать помогать нуждающимся. Через несколько месяцев муж этой женщины направил раву Паму письмо, в котором выразил ему благодарность за мудрый совет — он помог жене обрести радость (Rav Pam on the Fesivals, p. 55).
В действительности обрести радость совсем непросто. С этой задачей безуспешно пытается справиться индустрия развлечений. Врачи стараются избавить людей от депрессии, фармакологические фирмы изготавливают все больше лекарств. Однако современный человек продолжает искать не только истину, но и радость там, где ее искали еще римляне, — в вине и других наркотических веществах.
Мудрость рава Пама выражалась в простом совете: «Радости удостоится тот, кто радует других!..»
Помню, как, будучи ребенком, оказался в палате одной московской больницы. Моя мама активно ухаживала не только за мной, но и за всеми больными детьми вокруг.
«Тот, кто нуждается в помощи, должен помогать другим, — объяснила она мне. — И чем труднее человеку, тем больше он должен заботиться о других людях».
Удивительно, откуда она это знала? Тогда мама еще ничего не знала об иудаизме. Однако в ее сердце хранилась искорка святости, которая хранится в сердце каждого из нас. Спустя десятилетия я понял всю глубину ее слов.
Что отмечает праздник Суккот? На протяжении сорока лет блужданий Всевышний защищал евреев облаками от испепеляющего солнца Синайской пустыни. Чтобы все поколения евреев помнили об этом чуде, Тора указывает нам строить защищающие от солнца шалаши — суки. Эта память необходима нам для того, чтобы мы испытывали чувство благодарности, ощущая защиту Небес, которые оберегали нас от врагов. Более того, Всевышний сотворил человека по образу и подобию Своему. Поэтому, если Всевышний защитил нас, то мы должны осознать, что и наша миссия в этом мире заключается в том, чтобы уподобиться Всевышнему и быть защитником нуждающихся и слабых.
Чтобы удостоиться защиты Небес, нужно защищать других. За свое гостеприимство Авраам удостоился защиты его потомков в Синайской пустыне. Увидев в знойный день трех путников в пустыне, Авраам пригласил их к себе, посадил под тень дерева, дал еду и питье. За тень дерева потомки Авраама удостоились защиты облаков, за еду — манны небесной, за питье — колодца.
На протяжении истории евреи поддерживали нуждающихся, помогали сиротам, вдовам и больным. Сохранились многочисленные свидетельства героизма духа евреев во время Второй мировой войны: помощь нуждающимся не прекращалась даже в гетто и концлагерях…
Мы защищаем слабых, но не для того, чтобы заслужить защиту. Мы бескорыстно помогаем нуждающимся, ибо видим в этом свою миссию в жизни. Тот, кто исполняет свое предназначение, испытывает чувства удовлетворения и радости. Не случайно праздник Суккот, называется «временем нашей радости».
Шалаш, в котором евреи сидят во время сбора урожая в праздник Суккот, напоминает о том, что мы должны помогать нуждающимся, испытывая при этом настоящую радость.
Маймонид пишет: «Человек обязан веселиться и радоваться в эти дни… как сказано: “И радуйся в праздники твои, и будешь ты только веселиться” (Дварим, 16). Каким образом? Детям он дает каленые орехи и сладости. Женщинам покупает одежду и украшения — в соответствии со своим достатком. А мужчины совершают трапезу со всеми бедняками и несчастными. Но тот, кто запирает двери своего дома, ест и пьет со своими детьми и женой и не поит и не кормит бедных и удрученных, наслаждается не радостью заповеди, а радостью брюха своего» (Мишне Тора, Йом Тов, 6:18).
Всевышний сотворил человека и поместил его в райский сад для того, чтобы подарить ему радость. Поэтому и каждый из нас, сотворенный по образу и подобию Всевышнего, должен подчинить свою жизнь другим, радуя их, и в первую очередь близких и любимых нам людей. А тот, кто бескорыстно дарит радость другим, сам удостаивается радости!