Журналисты и чиновники

Макс ЛурьеМакс Лурье

Мне очень не хотелось комментировать попадание в «санкционный список» Украины, но, похоже, придется. Вот вам две истории.

История № 1

В 1990 году увидела свет моя книжка «Запах гари и горя: Фергана, тревожный июнь 1989-го» (изд-во «Книга, Москва) — о так называемых ферганских событиях, в ходе которых «местные» жители громили «пришлых» — турок-месхетинцев. Книжка в Узбекистане была объявлена «враждебной», «подлежащей уничтожению», а против автора, «врага народа», возбуждено уголовное дело, которое передали в суд.
В тамошней прессе, описывая это действо, среди прочего, обвинили автора в связях с КГБ, потому что, на самом деле, я летал на место погромов на вертолете госбезопасности, ибо никаких других возможностей туда добраться не было. Еще меня обвинили в связях с МВД и Кремлем, потому что за участие в одной боевой операции был представлен командованием внутренних войск МВД СССР к медали «За отвагу».
Процесс, как вы могли догадаться, проходил после Беловежской пущи, и молодая республика отстаивала свою состоятельность в том числе и подобным образом. В какой-то момент бороться с тенями прошлого там наскучило, но я на 20 лет был лишен возможностей появляться в Узбекистане.

История № 2

Макс ЛурьеОсенью 2014 году я побывал в Донецке. Материалы должны войти в задуманную книжку «Донецк без войны», кусок из которой я опубликовал в своем блоге. В связи с тем, что никакой другой легальной возможности попасть в ДНР не было, я нашел обходной путь, аккредитовавшись наблюдателем на выборах. (Так как ехал я по собственной инициативе, взял в издании, где работаю, трудовой отпуск.)

Как и в случае с Ферганой, ничего из написанного мной «вершителей судеб» не заинтересовало. Для того чтобы попасть во враги украинского народа, достаточным оказалось все тех же подозрений в связях с Кремлем, ФСБ и прочими неправильными организациями.
На самом деле я не собираюсь комментировать решение украинских властей, к которым отношусь уважительно, несмотря на этот инцидент. Если чиновники считают, что подобные указы укрепляют состоятельность и территориальную целостность Украины, то так тому и быть.

Но будь на то моя воля, я бы журналистов не включал сходу в санкционные списки, а пригласил бы в зону АТО – чтобы показать, как выглядит ситуация глазами украинских властей . А вот тех, кто не приехал, внес бы в черный список – как непрофессионалов, которые на самом деле отрабатывают заказ одной стороны и не хотят ничего видеть, кроме этого.

Журналисты, как известно, используют любую возможность оказаться на месте горячих событий – это на уровне профессионального инстинкта. Даже если эта возможность не всегда выглядит кошерной, а то и законной с точки зрения нормальных людей и особенно властей – с разных сторон. Алла Трубникова, если кто еще помнит, написала свою книжку «Командировка в 13 век», постригшись в монахини и проведя в монастыре достаточно долгое время (и это в период сусловско-брежневского застоя!)

Замечательный израильский военный обозреватель Рон Бен-Ишай, в свое время проникнув в Сирию на место незадолго до этого разбомбленного ядерного реактора, оказался даже под следствием в Израиле. Многие израильские журналисты попадали в места, для израильтян запрещенные, используя документы третьих стран. И что? Главное – что они привозили оттуда, а не то, как они там оказались.

Но у официальных органов могут быть совершенно другие соображения. Они нам чаще не подмога, а помеха. У экстремальной журналистики свои законы, у властей – свои. Особенно болезненно воспринимают несанкционированные проникновения журналистов власти молодых государств. В свое время замглавного редактора «Эха Москвы» съездил в Нагорный Карабах – и тут же стал персоной «нон-грата» в Азербайджане. Так что я не только не один, не только не первый, но и не последний в этом ряду. Чиновник — не читатель, для него привычное чтиво — списки, на них он и ориентируется, а журналистские материалы – выше его понимания. Я ответствен перед моими читателями – им и решать, как судить о журналисте Максе Лурье – по его материалам или по спискам украинских чиновников.

PS. Только что Interfax сообщил, что Порошенко поручил снять санкции с журналистов «Би-би-си». Значит для «больших» фильтр уже включен. Может, и до нас дойдет очередь.

Facebook

 

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Блог новостей из Иерусалима

Израиль
Все публикации этого автора