Йом Кипур — особый, трепетный день еврейского года. В этот день человек ищет пути возвращения к традициям своего народа, к самому себе. В преддверии этого дня я решил поговорить с Софией Тамаркин, которая живет с семьей в русскоязычной общине Филадельфии.
– В еврейском году есть особый день — Йом Кипур. В этот день синагоги наполняются людьми, которые приходят туда лишь раз в году. В чем же секрет этого дня, в который даже далекие от традиций люди возвращаются в общину?
– Если позволите, я отвечу на этот вопрос одной реальной историей. В царской России еврейских детей забирали на 25 лет служить в армию, их называли кантонистами. Это была большая трагедия, потому что детей отрывали от родителей, в армии над ними издевались, и многие под давлением, отказываясь от еврейства, крестились. Возвращаясь, кантонисты уже не имели ничего общего с традициями своего народа. Лишь немногим удавалось сохранить свое еврейство. Однажды великий раввин своего поколения Хафец-Хаим (1839–1933) оказался в гостинице и увидел сидевшего за столом кантониста. Рядом расположились ждавшие Хафец-Хаима раввины, но он подсел к незнакомцу и завел с ним беседу. Кантонист рассказал раввину, что только что закончил службу в армии и сражу же решил приехать в еврейскую общину. Тогда Хафец-Хаим взял его за руку и спросил: «Скажи мне, как ты выдержал все это, как не сломился за эти долгие 25 лет?» Солдат ответил: «Я не знаю еврейских традиций, ведь меня забрали в армию еще ребенком, но я точно знаю, что я — еврей, и потому хочу вернуться к своему народу».
На мой взгляд, в этой истории заложен секрет существования нашего народа. Ведь и мы, евреи бывшего СССР, были оторваны от своих традиций более 70 лет, но, вырвавшись на свободу, мы ищем пути к возвращению.
– Я тоже поделюсь историей. Российские власти часто использовали кантонистов для преследований евреев. Однажды бывшего кантониста назначили чиновником по делам евреев, и он начал притеснять свой народ. Многие лидеры общины приходили к нему, просили, умоляли, но он был непреклонен. Тогда к кантонисту пришел Хафец-Хаим. Поздоровавшись, раввин взял его руку и спросил: «Откуда ты?» «Я с такого-то местечка», — ответил бывший кантонист. «Как ты стал кантонистом?» — «Когда я был ребенком, меня схватили на улице, посадили на телегу и отвезли, а в армии меня крестили. Когда я вернулся 25 лет спустя, то родителей живыми уже не застал». Услышав его рассказ, Хафец-Хаим заплакал, и его слезы упали на руку кантониста. И вдруг жестокий чиновник тоже заплакал… и отменил все свои антисемитские постановления. Очевидно, он осознал, что и сам он — жертва преследований.
– Однажды в день разрушения Иерусалимского Храма, 9 Aва, один совершенно ассимилированный еврей попал в синагогу и горько плакал. Его спросили: «Почему ты плачешь?» Он ответил: «Я плачу, потому что не знаю, почему плачут все вокруг меня».
– В тридцатые годы власти СССР стремились оторвать евреев от иудаизма. Тогда была шестидневная неделя, евреи вынуждены были работать в субботу. Однажды Йом Кипур выпал на воскресенье. Тогда власти объявили это воскресенье всеобщим субботником — чтобы не позволить евреям пойти в Йом Кипур в синагогу. И в Москве евреи не могли попасть в синагогу в течение дня, но, как только рабочий день закончился, синагога наполнилась людьми. Тогда раввин обратился к общине и рассказал историю, которую приводит Талмуд: «Однажды два еврея пришли к мудрецу, чтобы разрешить спор о том, кому принадлежит голубь. Мудрец посоветовал им отпустить голубя и, когда голубь окажется на свободе, посмотреть, к кому из них он полетит». За этот рассказ раввина расстреляли… Чекисты поняли намек: как только евреев отпустили с работы — они пошли в синагогу, показав, кому на самом деле принадлежат их сердца.
– Говоря о возвращении к своему народу, в еврейскую общину, я хочу подчеркнуть, как важно человеку окружать себя позитивными людьми. Когда ты поднимаешься по лестнице жизни, могут появиться люди, которые попытаются столкнуть тебя вниз. Тогда особенно важно твое окружение, которое сможет тебя поддержать. Приведу одну историю в качестве иллюстрации этой мысли. Один человек выращивал кукурузу, несмотря на сильный ветер, он снимал обильные урожаи. Его спросили, в чем секрет его успеха. Человек ответил, что поделился семенами с соседями. Когда дул сильный ветер, то его поле было защищено высокой кукурузой соседей. Смысл в том, что важно окружить себя людьми, которые смогут поддержать тебя в трудную минуту.
– Царь Давид, начиная свои псалмы, писал о том, как важно не ассоциировать себя с дурными людьми: «Счастлив человек, который не ходил по совету нечестивых, на дороге грешников не стоял и в собрании насмешников не сидел!»
– Из чего строить забор — из металла или из роз? Каким бы ни был прочным забор из металла, в конце концов через него можно перелезть. Забор из роз красив, люди не хотят его топтать. Поэтому, предложив понять смысл наших традиций, мы создаем забор из роз, который может показаться кому-то не очень практичным, но тем не менее красота наших традиций — это самая надёжная ограда, оберегающая наш народ.
– Я знаю, что вы пишете книги для детей на русском языке. Недавно вышла в свет ваша книга «Праздники еврейского народа: 8 окон года». Целая глава посвящена теме Йом Кипура. На одной странице можно увидеть рисунок кающегося человека, который бьёт себя кулаком в грудь, а на другой — два человека пожимают друг другу руки…
– Я буду рада прочитать вам одно стихотворение.
ЙОМ КИПУР — СУДНЫЙ ДЕНЬ
Не сбежать, не скрыться никуда —
В Йом Кипур не спрятаться от Б-га.
Этот день Великого Суда,
Жизнь твоя — раскрытая дорога.
В ней ошибки прошлые ясны,
Видно всё: падения и взлёты.
Пред Всевышним будем мы честны,
Ни к чему сводить с судьбою счёты.
В этот день положено прощать
И за все ошибки извиниться.
Лучший путь вокруг всё улучшать —
Просто взять самим и измениться.
День Суда — не время для работы,
Мы постимся: не едим, не пьём.
В Йом Кипур на год мы пишем ноты,
Эту музыку услышим и поймём.
Каждую ошибку сознавая,
Кулачком над сердцем мы стучим.
Все секреты, тайны открывая,
Мы о просьбах важных не молчим.
Пусть Царем мы Б-га называем,
Говорим с Ним, как с родным отцом.
А родителям своим мы доверяем,
Так и ты будь искренним с Творцом.
Будет вновь поставлена печать,
В этот день судьба твоя решится.
Это шанс все заново начать,
Чтобы жить, надеяться, стремиться.
– Что ж, пожелаем нашим читателям, чтобы они удостоились в этот трепетный день Йом Кипур найти свой уникальный путь в жизни и в полном смысле — жить, надеяться, стремиться!
Беседовал Лев КАЦИН
Интервью подготовил Анатолий ЯСЕНИК