Очень многое сказано нашими мудрецами о важности молитв Рош Хашана и Йом Кипура. Но каждый год, подступаясь к этим судьбоносным дням, я сталкиваюсь с проблемой — год назад я тоже хотел…
Дорога к собственному сердцу (мироощущению) лежит через… рассказы наших мудрецов. Рав Элиягу Атиас поделился с нами двумя историями. Одну из них рассказывали когда-то в довоенной иешиве «Мир», другая произошла на самом деле. Которая из них правдива (ближе к сердцу), решать вам.
…Король, путешествуя по своему королевству, всюду, естественно, был обласкан вниманием подданных. Но в одном местечке к нему, восседавшему на великолепном скакуне, бросилась женщина. И, обняв королевские ботфорты, рыдая, стала умолять его величество о спасении сына: «Суд вынес ему смертный приговор, и теперь только вы можете его спасти». Король велел записать детали дела и продолжил путешествие. Резюмируя свою поездку, его величество признался придворным, что лишь благодаря женщине, молившей о сыне, он единственный раз ощутил себя царем. Все почести и приветствия можно купить, но, для того чтобы стать адресатом просьбы о помиловании, надо быть настоящим властителем!
…Многодетная семья, отдыхая в парке развлечений, обнаружила пропажу сына. Обратившись к администрации парка, обеспокоенные родители получили заверения в скорейшем благополучном результате, поскольку всем работникам было предписано найти плачущего ребенка и вернуть его родителям. Прошло довольно много времени, и наконец отец увидел потерявшегося малыша. Мальчик, увидев родителя, зарыдал и с громкими криками побежал к нему. Обняв ребенка, отец спросил: «Отчего ты заплакал, только увидев меня?» «Но я мог кричать и плакать, только обращаясь к тебе! Не мог же я плакать… в воздух!» — ответил малыш.
Талмуд рассказывает, что Ребе (раби Йегуда а-Наси), проходя мимо скотобойни, был «атакован» бычком. Тот, видимо, предчувствуя скорую смерть, прижался к нему, ища защиты. Вердикт мудреца был краток: «Для того ты был создан!» Ребе был наказан страданиями за отсутствие… сострадания?! Когда к твоим ногам припадают, даже справедливость уходит на второй план, скрытая сопереживанием.