С 31 августа по 2 сентября в нью-йоркской штаб-квартире ООН прошла очередная сессия Межпарламентского союза, в которой должна была участвовать делегация российских законодателей во главе с Валентиной Матвиенко, председателем Совета Федерации Федерального Собрания РФ, то есть главой российского сената. По нашей Конституции такой пост занимает вице-президент США.
Помимо участия в сессии Матвиенко планировала посетить форум женщин — руководителей парламентов, а также провести ряд двусторонних встреч. Однако Госдепартамент выдал ей визу с ограничением передвижений в Нью-Йорке сроком на три дня, поскольку Матвиенко включена в санкционный список, который Вашингтон принял в марте 2014 года в отношении лиц, причастных к нарушению территориальной целостности Украины, а также в аналогичный «черный список» стран Евросоюза. Участникам этих списков запрещен въезд в данные страны, но сессия Межпарламентского союза в Нью-Йорке считается мероприятием ООН. Матвиенко отказалась от поездки в Нью-Йорк, в знак солидарности к ней присоединились остальные члены российской делегации, заблаговременно получившие «нормальные» визы.
27 августа 66-летняя Валентина Михайловна назвала санкции Вашингтона в отношении российских парламентариев «дикостью и средневековьем», и в тот же день представителя Госдепартамента Джона Кирби спросили, «каким ограничениям подлежат лица из санкционных списков», а также могут ли они встречаться с американскими бизнесменами и жить в отелях. Кирби ответил, что в Госдепартаменте есть правило, которое касается некоторых иностранцев, прибывающих в Нью-Йорк на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, и ограничивает их передвижение радиусом в 25 миль (40 км) от колонны Христофора Колумба в центре Манхэттена. Когда его попросили разъяснить, «каким ограничениям подлежат лица из санкционных списков», он уклончиво ответил, что «ограничения передвижений вводятся по разным причинам, включая национальную безопасность».
В российской Думе солидарность Валентине Матвиенко шумно выразил депутат, певец и бизнесмен Иосиф Кобзон, который тоже в «черном списке» антироссийских санкций.
В интервью радиостанции «Русская служба новостей» 29 августа 77-летний Иосиф Кобзон назвал санкции «глупейшими» и предложил в знак протеста приостановить дипломатические отношения России с Америкой. «Есть народ России, свободный, любящий свою страну, — заявил Кобзон. — С нами шутить я бы не рекомендовал никому». На следующий день он сообщил, что с помощью президента Путина получил визу в Евросоюз, куда поедет на лечение.
Американская «ограниченная виза» для Кобзона не пустой звук. Двадцать лет назад ему закрыли въезд в США по известным причинам, но неуточненному поводу, и с тех пор Кобзон побывал у нас только один раз в 2000 году в составе делегации российской Думы. Как и Матвиенко, он получил «ограниченную визу» на посещение, правда, не Нью-Йорка, а Бостона. «Один раз я там был как депутат, — сказал Кобзон газете «Аргументы и факты» в ноябре 2005 года. — Но узнал, что меня пустили только в составе парламентской делегации. Пробыл в Америке три дня вместо трех недель, сел в самолет и улетел домой. Мне противно быть на полулегальном положении».
Все это так и не так. 20 апреля газета Boston Globe сообщила о прибытии в университетский городок Кембридж 24 членов «российского парламента, которые проведут две недели по одобренной Госдепартаментом программе занятий в Высшей школе госуправления имени Джона Ф. Кеннеди (John F. Kennedy School of Government), где готовят будущих государственных и общественных деятелей». Кобзон был включен в эту группу, и корреспондент Boston Globe Стивен Керкжиян назвал свою статью «Русский с предполагаемыми связями с мафией получает визу» (Russian with alleged mob ties gets visa).
В статье со ссылкой на директора программы профессора Дэвида Кинга сообщалось, что Кобзон, «не назвав причину», намерен прервать свое участие и вернуться в Москву. Кинг также сказал, что до интервью Globe не знал о прошлом Кобзона, и пояснил, что Гарвардский университет не участвовал в предоставлении виз Кобзону и другим российским думцам, а с этой просьбой в посольство США в Москве обратилось правительство России.
Представитель Госдепартамента, к которому обратился Стивен Керкжиян, попросил не называть его и ответил, что визу Кобзон получил в виде исключения как официальный представитель российского правительства и исключительно для участия в официальной образовательной программе.
Но если профессор Дэвид Кинг назвал Кобзона «образцовым» участником этой программы, то известный профессор-экономист Маршалл Голдман из гарвардского Центра российских и евразийских исследований имени Кэтрин Дэвис назвал приглашение Иосифа Давидовича «смущающим». Голдман пояснил, что «в России хорошо известно, что ему отказали в визе из-за его прошлого, и ему не следовало оказаться здесь только потому, что он член Думы».
Помню, что тогда Иосиф Давидович сильно возмутился тем, что ему не разрешили съездить из Гарварда к друзьям в Нью-Йорк.