Утром в понедельник, 31 августа, россиянин Вадим Микерин официально признал себя виновным в сговоре с целью отмывания денег. 56-летний Микерин, арестованный в октябре прошлого года под Вашингтоном, отвечал на вопросы федерального судьи Теодора Чуанга по-русски через переводчика Леонида Чекина.
Прокуратура Южного округа Мэриленда прислала адвокатам Микерина текст признательного соглашения с ним в середине августа. Взамен на признание россиянином вины она согласилась не требовать у судьи больше пятилетнего срока. Прокуратура также собирается взыскать с осужденного 2 126 622 доллара и 36 центов деньгами и недвижимостью, связанными с инкриминируемым ему преступлением.
В объявлении прокуратуры о предстоящем судебном заседании указывалось, что Микерин не только признает вину, но и будет приговорен. Последнее оказалось ошибкой, и судья Чуанг вынесет россиянину приговор 8 декабря.
Как явствует из справки, приложенной к тексту признательного соглашения и подписанной Микериным, с 2004 по 2010 год он был директором американского отдела «Техснабэкспорта», который входит в систему «Росатома», а с октября 2010 по октябрь 2014 года — президентом его американской «дочки» — корпорации Tenam. В прессе РФ его, однако, чаще всего называют «российским предпринимателем» или «бизнесменом».
Микерин, который ведал продажей и транспортировкой в США низкообогащенного урана из снятых с вооружения российских ядерных боеприпасов, обвинялся в получении «отката» от американских фирм, желавших заключить выгодные контракты с «Техснабэкспортом». Названия этих фирм в справке зашифрованы, но известны из других судебных документов и сообщений СМИ.
«Корпорация цилиндров один», например, расшифровывается как компания Worthington Cylinders, находящаяся в городе Бремен, в Огайо. Компания, существующая уже сто лет, является единственным в США изготовителем цилиндрических стальных контейнеров большой емкости, используемых для транспортировки урана. У нее, однако, имеются конкуренты в Голландии и Франции.
Как пишет со ссылкой на судебные документы Джоэл Шектман в газете «Уолл-стрит джорнэл», Worthington боролась за завоевание российского рынка и так попала в поле зрения американских властей, которые расследовали подозрительную деятельность чиновников ядерного сектора России.
«Мы впервые узнали о расследовании в ноябре и добросовестно сотрудничаем с минюстом», — заявил юрисконсульт материнской компании Worthington Дейл Бринкман.
Worthington Cylinders ни в чем не обвиняется.
Другая компания, упоминающаяся в справке, закодирована как «Транспортная корпорация А». По данным того же Шектмана, речь идет о мэрилендской Transport Logistic International, топ-менеджеры которой, супруги Дэрен и Кэрол Кондри, были привлечены в прошлом году по делу, сопредельному с микеринским.
Дело против Кэрол было прекращено, а 50-летний Дэрен Кондри в июне признал себя виновным в сговоре с целью нарушения американского закона, карающего за взятки за границей. Взамен прокуратура обещала просить для него у судьи не более пяти лет лишения свободы. Приговор Кондри будет вынесен 2 ноября.
Фигурантом другого сопредельного дела является житель Нью-Джерси, 64-летний гражданин США Борис Рубижевский, который обвинялся в переводе за границу «откатов» компании Worthington Cylinders, предназначенных для Микерина и, как подозревают следователи, каких-то важных людей в Москве. Деньги переводились в Латвию, Швейцарию и на Кипр.
В июне Рубижевский признал себя виновным в сговоре с целью отмывания денег и ожидает приговора.
Расследование длилось семь лет и, как сообщают СМИ со ссылкой на источники в следственных органах, еще не закончено. Следователи подозревают, что «откаты» адресовались не только самому Микерину, но и каким-то московским чиновникам.
Как заявил «Уолл-стрит джорнэл» американский адвокат Скотт Болбер, представляющий одно из подразделений «Росатома», последний проводит внутреннее расследование, которое, по его словам, не обнаружило никаких доказательств того, чтобы его топ-менеджеры были замешаны в каких-то нарушениях.
Болбер говорит, что «Росатом» сотрудничает с властями США и что он пока не слышал от них, чтобы они разрабатывали в «Росатоме» кого-нибудь, помимо Микерина. У американских СМИ другие сведения на этот счет.
Перед тем как арестовать Микерина, сотрудники ФБР четыре часа пытались склонить его к тайному сотрудничеству со следствием, но он отказался и был отправлен в тюрьму. Следователи, очевидно, хотели, чтобы он помог им разрабатывать каких-то его коллег из «Росатома», которым предназначалась часть «откатов». Эта деталь стала известна из судебного документа, который должны были засекретить, но по ошибке поместили в открытую базу данных. Oops.
Микерин не пошел тогда на сделку с американским правосудием и будет сидеть в тюрьме, но вернется на родину героем, как вернулся российский дипломат — милейший Владимир Кузнецов.
Бывший глава административно-бюджетного комитета ООН 50-летний Кузнецов, осужденный манхэттенскими присяжными за отмывание денег, был у меня на глазах приговорен к четырем годам и трем месяцам тюрьмы, а также штрафу в сумме 74 671 доллар. Он сидел в Алленвуде вместе с моим знакомцем Моней Эльсоном, но недолго, ибо стал единственным россиянином, которого отправили из США досиживать срок на родину. Там его быстро выпустили и дали ему кормление в УПДК, управлении по обслуживанию дипкорпуса.
Его подельник ооновец Александр Яковлев, с другой стороны, сразу раскололся и дал показания на процессе Кузнецова. Сомневаюсь, чтобы он вернулся в Россию, где его ждет холодный прием, поскольку он, возможно, выдал не только Кузнецова.
Если Москва будет хлопотать об отправке Микерина в отечественную тюрьму, я сомневаюсь, чтобы в нынешнем политическом климате ей пошли навстречу. С другой стороны, Барак Обама непредсказуем и может бросить Москве эту кость.