«Многие молодые врачи в нашем госпитале принимают антидепрессанты, — поделился со мной один русскоязычный доктор. — Годы тяжелой учебы проходят в надежде на то, что, став американским врачом, ты обретешь радость. И вот ты наконец врач, обрел статус в обществе, высокая зарплата, но радости почему-то это тебе не приносит…»
Американцы часто говорят: «Я хочу иметь fun — удовольствие». Имея деньги, можно купить машину, построить дом, но радость купить нельзя, потому что она, как и счастье, в душе, внутри, а не вне нас.
Как это ни парадоксально звучит, но проблема обретения радости стоит тем острее, чем выше доход человека. Не случайно этой теме посвящаются постоянные публикации в журнале для преуспевающих американцев The Bottom Line. Некоторое время назад я прочитал о том, что редакция журнала считает рава Зелига Плискина мировым экспертом в области обретения радости и рекомендует для чтения его книгу «Ворота радости» (Gateways to Happiness).
«Но, позвольте, разве можно научиться радоваться? — предвижу я возражение читателя. — Радость — это чувство, а в чувствах, как известно, мы не вольны. К тому же есть люди, которые склонны к меланхолии и пессимизму».
«Конечно же, разные люди обладают разными характерами и наклонностями, однако утверждение о том, что мы не можем управлять своими чувствами, в значительной степени является мифом», — считает рав Плискин. Каждый человек может научиться радоваться жизни и исполнять заповедь Торы, упомянутую в нашей недельной главе: «И радуйся всему добру, которое дал тебе Всевышний» (Дварим, 26:11).
«Но нельзя же радоваться по заказу, лишь выполняя заповедь? — возмутятся читатели. — Тем более как можно радоваться, если жизнь полна неприятностей?»
Многие полагают, что радость зависит от внешних факторов и событий. В действительности радость — это состояние души. События сами по себе нейтральны, а вот интерпретация этих событий дает им эмоциональную окраску. Наши чувства зависят от нас самих, от нашего отношения к жизни, себе, другим, событиям и ситуациям, неподвластным нашему контролю.
Недавно рав Кац рассказал в своей синагоге в Бруклине о том, что во время поездки его семьи в горы чемодан с вещами слетел с крыши машины. «У нас не было одежды для субботы, — добавил он. — Но мы радовались тому, что мы живы и здоровы и в пути не произошло других неприятностей».
Этот рассказ кажется наивным? О нет, в нем великая мудрость. Реб Исраэль Салантер подчеркивал особую важность и силу слов, с которыми мы обращаемся к себе. Он рекомендовал заучивать наизусть те фразы, которые поддерживают наш дух. Даже если повторение этих позитивных фраз сначала будет механическим, то постепенно они начнут выражать позитивный взгляд на мир и вызывать положительные эмоции.
Отнюдь не всегда мы можем предвидеть происходящие в нашей жизни события, но наши реакции на эти события, слова, мысли и чувства — в наших руках. В духовном смысле человек находится там, где его мысли. Своими словами и мыслями мы творим тот мир, в котором живем. Когда человек говорит себе: «Я неудачник» или «У меня никогда ничего не получается», — он сам отравляет себе жизнь. Если, пережив неудачу, человек говорит себе: «Все, что ни делается, к лучшему!» или «На ошибках учатся», — он учится смотреть на мир позитивно.
Конечно же, каждый из нас иногда испытывает беспокойство, печаль или гнев. Но рав Плискин утверждает, что человек может уменьшить влияние негативных эмоций. Человек не может думать о двух вещах одновременно, поэтому, концентрируясь на положительных мыслях, он отгоняет негативные мысли и чувства.
Пушкин писал: «Привычка свыше нам дана: замена счастию она». Мудрецы же видели в привыкании барьер, который нужно преодолеть на пути к счастью. Если мы привыкаем к тому, что имеем, то начинаем воспринимать это как само собой разумеющееся, перестаем ценить и радоваться этому.
Рабби Насон Цви Финкель, Алтер из Слободки, учил своих учеников смотреть на мир, будто они только сейчас родились. Они должны были учиться ценить свою способность видеть, слышать, двигаться и даже думать. Таким образом, ученики иешивы ежедневно упражнялись, обретая навыки радоваться тому, что имеют.
Реб Исраэль Салантер выражал радость при виде солнца. «Почему многие не радуются солнцу, подобно ему? — удивлялся один из его учеников рабби Моше Розеншейн. — Потому что люди обычно радуются тому, что есть у них, но нет у других. Однако реб Исраэль был наполнен любовью к людям. Поэтому тот факт, что солнце светит для всех, лишь усиливал его радость! Подобно любящему отцу, который наслаждается успехами своих детей, тот, кто искренне любит людей, радуется их радостям».
Не случайно мудрецы считали наивысшей радостью радость исполнения доброго дела — мицвы. Ибо нет большей радости, чем дарить радость другим.