Беленькая

big_7556_oboi_blondinka_avril_lavin

— Я жить без тебя не могу,
Я с первого дня это понял…
Как будто на полном скаку
Коня вдруг над пропастью поднял.
— И я без тебя не могу.
Я столько ждала! И устала.
Как будто на белом снегу
Гроза мою душу застала.
Андрей Дементьев

Недавно я вспомнил случай из своего прошлого. Ко мне как к известному свату обратился один йеменский еврей. Он к тому же немного говорил по-русски. Я предложил ему кандидатуру грузинской еврейки. Как я считал, она более всего подходила ему по менталитету. Кроме того, без всяких нееврейских примесей и гарантировано – без всяких добрачных связей. Он выслушал меня, укоризненно покачал головой и ответил по-русски: «Слушай, ты меня совсем не понял! Я беленькую хочу! Это главное».

Сейчас бы полагалось посмеяться над его материальностью, но тогда я нашел ему «беленькую». Я слышал, у него прекрасная семья, 10 детей.

Мой раввин как-то объяснил мне, что в некоторых случаях, когда люди спрашивают алаху или просят тебя помочь, и существует несколько допустимых, кошерных решений,- часто можно разрешить и то, и другое. И дух, и материю. Раввин должен попытаться догадаться, чего хочет сам человек, и разрешить ему это. И даже помочь.

Мы не роботы и если всё запрещать, возникнет непреодолимое желание всё нарушать. Мы не роботы и притворяться, что материальное, в частности темперамент, вкусы и настроения нереальны – значить обманывать самих себя.

А Тора требует: «к правде стремись!». И очерчивает ту область, где правду реально отыскать и по ней жить.

Недавно я давал урок группе горских евреев из Москвы. Один из них задал мне вопрос, интересовавший всех: «Почему нам нельзя жениться на нееврейках?». Я ответил: «Совсем не потому, что мы, евреи – все очень хорошие, а они – все плохие. Просто Б-г запретил нам это. А если не будет Его благословения – не будет счастья». «Без Б-га, своими словами — Вы не можете объяснить?» — «Пожалейте своих будущих детей, они не будут знать, кто они такие. Их станет колбасить. Они будут «вынуждены» идентифицировать себя как евреи, будучи неевреями. Кроме того, столько несовпадений в характерах и взглядах людей, что я лично посоветовал бы вам искать себе пару среди горских евреек».

Теперь хочу обратиться, пожалуй, к самому странному отрывку из Торы. Тора разрешает, хотя с большими оговорками и в строго конкретной ситуации то, что я пытался запретить традиционным евреям. В чем же дело? Приведу цитату из Торы с комментариями Раши. Книга Дварим, глава 21.

«10. Когда выступишь на войну против врагов твоих, и отдаст их Господь, Б-г твой, в руки тебе, и ты возьмешь их в плен; 11. И увидишь в плену жену, красивую видом, и возжелаешь её, и возьмешь её себе в жены; 12. То приведи её в свой дом, и пусть обреет она свою голову и отпустит ногти свои; 13. И снимет с себя платье пленения своего, и пусть сидит она в доме твоем и оплакивает своего отца и свою мать в продолжение месяца. А после того можешь войти к ней и будет она тебе женой. 14. И будет: если не пожелаешь её, то отпусти её, куда ей угодно; а продать не можешь ее за серебро, не можешь обратить ее в рабство, потому что смирил (принудил) ты её».

Комментарий Раши (перевод Фримы Гурфинкель):

10. Когда выступишь на войну. — Писание говорит о войне добровольной, ибо, что касается войны за землю Исразля, невозможно сказать: «и возьмешь их в плен», ведь уже было сказано: «…не оставь в живых ни души» [20, 16].

И возьмешь их в плен (букв.: и возьмешь в плен его пленников) — сказано, чтобы включить кнаанеев, живущих в городе за пределами Кенаана; их можно брать в плен, хотя они принадлежат к семи народам.

11. Жену — Даже жену замужнюю (!!) [Сифре; Кидушин 21б], и возьмешь её себе в жены. Тора говорит это в противовес дурному побуждению [Кидушин 21б]. Ведь если бы Святой, благословен Он, не дозволил ему, он взял бы её в жены вопреки запрету. Однако если женится на ней, то в конце концов возненавидит её, ибо сказано вслед за этим: «Если будут у мужа (две жены, одна любимая и одна ненавистная) » [21, 15], и, наконец, она родит ему сына строптивого [21,18]. Поэтому эти разделы расположены в непосредственной близости друг от друга [Танхума].

12. (букв.) Сделает ногти свои — Отрастит их, чтобы она стала отвратительной (тому, кто взял её в плен) [Сифре; Йевамот 48а].

13. И снимет с себя платье пленения своего — Потому что это красивые (одежды), ибо дочери язычников наряжаются во время войны, чтобы соблазнить других (т. е. врагов) распутством [Сифре]. (спасая себе жизнь при пленении)
И пусть сидит она в доме твоём — В том доме, которым он пользуется (т. е. в его помещении, а не на женской половине): при входе наталкивается на неё, при выходе наталкивается на неё; видит её, когда она плачет; видит, как она лишается своей красоты,— чтобы выставить на позор перед ним [Сифре].
И оплакивает своего отца — Для чего это? Чтобы дочь Исраэля (жена воина, взявшего в плен язычницу) была весела, а эта (пленница) печальна; чтобы дочь Исраэля наряжалась, а эта (пленница) становилась непривлекательной.
14. И будет: если не пожелаешь её — Писание возвещает тебе, что в конце концов ты возненавидишь её [Сифре].

Как же сочетается высочайшая праведность еврейских воинов со словами «возжелаешь» и «возьмёшь»?
Правда, в современной израильской армии встречались случаи даже группового насилия над сослуживицами. Но даже наши злейшие враги не обвиняют нас, что кто-то из солдат (насильно иль нет) вступил в связь с арабкой. Мой друг в 1982 году воевал в Ливане и утверждает, что они даже обижались.
Талмуд пытается разъяснить психологию воина. Если не разрешить на определенных условиях жениться на этой женщине, то он женится без разрешения. А так очарование сладости «ворованной воды» пропадёт и страсть к невольнице постепенно утихнет.

Одна религиозная женщина просила меня разрешить ей пользоваться услугами парикмахера-мужчины. Мой раввин посоветовал: «Скажи ей, что это нехорошо, но не запрещай». Я вижу подобие случая с «беленькой». Всевышний — не садист и если Он что-то нам запрещает, Он же дает нам силы этот запрет выдержать. И вообще, грехи человечества начались с того, что Хава (сама или по воле мужа) посчитала, что под страхом смерти запрещено трогать яблоко. То есть – с излишнего запрета.

И всё-таки непонятно, зачем нужно было разрешать запрещённые связи. Причём разрешать отнюдь не на пределе гуманности и толерантности. По некоторым комментариям, первая физическая близость была прямо на поле боя, только надо было найти укромное местечко. Ведь (дурное) желание к женщине – самая сильная из человеческих страстей. И чем сильнее насыщаешь этот йецер, тем он больше голоден.

При мне кто-то в кипе подходил к раву Ицхаку Зильберу и утверждал, что закон Торы нельзя отменить. У него, мол, идентичный случай, ему сказали, что это разрешено для людей, живущих на «территориях». Рав Ицхак ответил, что это строжайший запрет Торы.

Ко мне лично обращались несколько религиозных евреев, единственное нарушение Торы которых заключалось в том, что они жили с нееврейками. Они уверяли меня, что если я сосватаю их с еврейкой, то они бросят неевреек.

И все-таки я не желаю, чтобы у моего читателя сложилось впечатление, что во всем прав старик Фрейд. И что мужчины гибнут в основном не за металл, а за прекрасных дам. А поможет мне развеять это впечатление один из величайших сефардских мудрецов — Ор аХаим акадош. Картина,возникающая из его объяснений, сильно отличается от средней итальянской оперы.

Мудрец отмечает, что абсолютно необязательно, чтобы пленница была красива физически. Может, она думает, что она красива. А впрочем, кто из них так не думает? Может быть, она просто патриотка и не может спокойно сидеть дома, когда её народ воюет. Может, она скромная замужняя женщина и, пытаясь соблазнить еврея, считает, что этим она спасает свой народ и выполняет волю Самого Всевышнего. Разве сегодня мало самоубийц-мусульманок, которые полагают, что они выполняют волю Б-га?

И все-таки еврейский воин-праведник видит в пленнице беруах акодеш (святым духом) искры святости, которые он должен освободить. Наверное, в глазах — зеркале души. Ор аХаим добавляет, что на самом деле Всевышний таким образом пытается вернуть потенциальную гийорет к себе. И действительно, то, что случится после прохождения ею гиюра, предполагает высшую возможную на землю святость. Тогда происходит объединение двух душ. Душа пленницы, находившая в плену в «чужом» теле, освобождается и возвращается к своему святому корню.

То есть страсть царя Шломо к иноземным женам, как и царя Давида к Маахе, судьи Шимшона к двум его жёнам-филистимлянкам — имели неземной корень. И Тора, разрешая это, считает, что если не позволить праведникам эту связь, то они могут пойти на формальное нарушение закона. Ведь дорога в ад устлана добрыми намерениями. И ради поиска невидимых для заурядного зрения прекрасных островков света можно потерять свой будущий мир.

И обратите внимание, все эти три величайших праведника, мудреца и пророка имели проблемы после исполнения обсуждаемой нами заповеди. Большие проблемы. Даже они…

Талейран писал: «Не доверяйте своим первым ощущениям, ибо они честны и вы точно проиграете». Проверяйте себя в своих добрых поступках.

Месячный срок, которым проверялось, что движет мужчиной: страсть или любовь и что движет женщиной: расчет или любовь – был исключительно важен. Ведь если они не совпадают, то дети будут несчастны и станут (справедливо) в этом винить родителей.

Вспомним историю царя Давида и восставшего против него Авшалома. Авшалом попытался отнять у отца царство и даже стремился убить его. Он был рожден от брака праведного царя с красавицей по имени Мааха, грарской царевной, которую он взял на поле боя. Я не знаю точно, что повлияло на характер Авшалома. То ли то, что его мать не могла принять гиюр во Имя Всевышнего,- потому что не могла устоять против желания стать женой царя — воина, поэта, сладкозвучного певца? А может быть, дело в том, что сам царь Давид чувствовал: выбор Маахи был не совсем добровольным, сыну тяжело — и не хотел наказывать сына? Или страсть Давида к Маахе чуть превысила норму для любимца Б-га?
Позже Всевышний сказал, что Давид нарушил какие-то морально-этические нормы с еврейкой Бат-Шевой и за это Он поднял на него сына из его собственного дома.

Что же погубило тогда Авшалома? Мудрецы считают, что необыкновенная физическая красота, унаследованная, видно, от матери. Так что красота – великая сила. Вопрос только, как её использовать.
Благословен Б-г, соединяющий жениха и невесту!

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 4, средняя оценка: 3,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Марат Левин

Израиль
Все публикации этого автора