Из разных значений слова «перебор» я использую здесь популярное народное — из карточной игры в очко. У меня нет статистики, но мне кажется, что никогда такого не было, чтобы на ранних подступах к выборной кампании от одной и той же партии выдвигалось столько кандидатур.
«И вот опять!» — воскликнул я, завершая знаменитый черномырдинский афоризм, когда прочитал про семнадцатого самовыдвиженца. Если отвлечься от карточной игры к политической, это уже перебор.
С одной стороны, партия, из среды которой может выдвинуться столько достойных претендентов на высший государственный пост, сильна, но это на первый взгляд. На второй — она раздираема на секты и амбиции — да когда все претендующие разом кинутся к узкой двери и столкнутся в ней, никто через нее не пройдет.
Вы скажете, читатель, что к двери пройдет только один, поскольку остальные отсеются через сита организуемых дебатов, а затем праймериз и отбора на предвыборном съезде. Да, отсеются, но в ходе этой экзекуции они так опорочат друг друга справедливыми и несправедливыми обвинениями, как это не удалось бы противостоящей им политической партии. Кстати, в прошлый раз на праймериз сторонников Республиканской партии я голосовал за Ньюта Гингрича, считая его лучшим кандидатом, но его однопартийцы заклевали. То есть процедура, на мой взгляд, порочна — она демократична, но партии невыгодна, из-за нее она уже дважды проваливалась, когда другая партия, демонстрируя единство, побеждала.
В Демократической партии, как и в Республиканской, тоже есть разные течения и секты, но они дебатируют внутри своих структур, а на выборы приходят, уже за закрытыми дверями наговорившись и договорившись. Это умнее. Вот бы и республиканским кандидатам, как мне кажется, лучше было бы встретиться и обсудить ситуацию за закрытыми дверями, сверив амбиции и возможности, а то и представив себя как бы теневым правительством, где каждому по договоренности нашлось бы место. Так нет, все претендуют только на первое место и спорят между собой в открытых дебатах.
Первые дебаты прошли в Кливленде, штат Огайо, на площадке телеканала Fox News. В них участвовали не все семнадцать претендентов, а только десять. Их предварительно отобрала редакция телеканала, посчитав наиболее перспективными на основе проведенного опроса. Вряд ли такой отбор, как и опросы на ранней стадии, мог быть объективным, но и десять человек в дебатах рядом — это тоже перебор. Дебаты продуктивны лишь тогда, когда в них только два участника.
В данном случае то, что названо дебатами, по сути дела, было представлением претендентов телеаудитории. Представлены были бизнесмен-миллиардер Дональд Трамп, экс-губернатор Флориды Джеб Буш, губернатор Висконсина Скотт Уокер, экс-губернатор Арканзаса Майк Хакаби, нейрохирург Бен Карсон, сенаторы Тед Круз, Марк Рубио и Рэнд Пол, губернатор Нью-Джерси Крис Кристи и губернатор Огайо Джон Касич. Они отвечали на персонально обращенные к ним вопросы ведущего, что позволило получить некоторое представление о том, какие темы в дальнейшем будут дебатироваться. Один вопрос ведущего мог бы быть общим для всех, но был обращен лишь к Дональду Трампу: поддержит ли он официального выдвиженца партии, если им окажется не он? Трамп отказался отвечать на этот вопрос.
Проблема Республиканской партии серьезна, Трамп ее шантажирует: если она его не номинирует, он может пойти на выборы как независимый кандидат и отберет голоса части ее электората. Об этом уже писали и предупреждали многие, намекая даже на его сговор с Клинтонами, тем более что подобные прецеденты уже бывали в прошлом.
Допустить такое нельзя, надо как-то с ним поладить. А то вы помните, читатель, как нам трубили про знаменитый выкрик с места «Есть такая партия!» на Всероссийском съезде советов в 1917-м? Тогда взбаламутил страну Ленин, по последующим анекдотам — лысенький, теперь баламут рыженький, но тому лысенькому в напористости бы не уступил. Недаром он по популярности превосходит остальных, а после этих дебатов, безусловно, еще более от них оторвался. Он резче всех отозвался о нынешнем президенте: «У нас есть президент, который не знает, что он делает, и это приведет нас к разрушительным последствиям». Когда ведущий спросил его, почему он выдвигается в президенты от республиканцев, хотя раньше считал себя демократом, Трамп ответил, что «менялся, как и Рейган», чем вызвал одобрение в зале. Не знаю, что у этого парня в багаже, но на язык он силен и на дебатах миндальничать не станет. В этом его несомненное преимущество перед теми, кто противостоял Бараку Обаме в дебатах двух прежних кампаний.
Тут уместно спросить: а что важнее в предстоящей борьбе — то, что в багаже, или бойцовские качества? Я склоняюсь ко второму в этом выборе, тем более что багаж — дело наживное и в команде будут люди, которые об этом позаботятся. Так что при всем моем скепсисе относительно качеств Дональда Трампа как кандидата в президенты я бы остерегся списывать его со счетов, и уж, во всяком случае, не стоит делать из него диверсанта.
На этом я пока ухожу от заявленной темы, чтобы откликнуться на другие новости недавних дней, приходившие из России. В развитие антиамериканской истерии тамошняя государственная телепропаганда по случаю семидесятилетия американской бомбардировки Хиросимы и Нагасаки (соответственно 6 и 9 августа 1945 года) назвала ее варварской. Тема эта уже давно была исчерпывающе обсуждена. Я же коснусь ее в связи с тем, что помню.
В 1945 году я был студентом-первокурсником. На объявленных к зиме выборах в Верховный Совет меня назначили агитатором. Мои подопечные жильцы нескольких квартир в агитации за советскую власть не нуждались, и я им тогда рассказывал, что такое атомная бомба. Слушали с интересом и соглашались со мной, когда я высказывал сожаление только в связи с тем, что такую бомбу нашим американским союзникам не удалось создать ранее, чтобы сбросить ее на гитлеровскую Германию.
Что касается политической стороны события, напомню, что на Ялтинской конференции (февраль 1945 года) Сталин дал обещание союзникам начать боевые действия против Японии через 2–3 месяца после окончания войны в Европе. Нас об этом тогда не оповестили, но мы знали, что война с Японией близится. Догадывались, потому что письма от наших фронтовиков приходили уже не из Германии, а с дальневосточными почтовыми штемпелями. Сталин начал войну с Японией 8 августа, ровно через 3 месяца после окончания войны в Европе — не только потому, что подошел крайний срок его обещания, а еще — и это главное — потому, что узнал о бомбардировке Хиросимы и поспешил присоединиться к победителям японского милитаризма, что сулило территориальные приобретения и проникновение в новый регион его экспансии. Так что, по-старому выражаясь, на Америку неча пенять.
Еще одна российская новость тех же дней — уничтожение импортных продуктов питания во исполнение указа президента Путина от 29 июля. Акция, которую уж точно следовало бы назвать варварской, началась 6 августа, хотя к тому времени петицию с требованием отменить этот указ подписали 280 тысяч граждан России. Президент не откликнулся.
Только в первые два дня, как сообщил Россельхознадзор, было уничтожено 350 тонн импортных продуктов. Это были фрукты и овощи, сыры и мясо, шпроты и прочие деликатесы. Продукты отменного качества, недоступные массе нуждающихся россиян, давили бульдозерами, сжигали или закапывали на свалках. Это демонстрировалось в разных районах страны, в том числе и отдаленных от границ, то есть продукты, как правило, пропускали через границу, и лишь потом они поступали в чье-то распоряжение. Не сомневаюсь, что кто-то на этом нажился и лишь какую-то часть для блезиру, то есть напоказ, уничтожили. Но и напоказ — для России, помнящей голодные годы, это кощунство. «Россия — это такая страна, — прочитал я в одном из комментариев, — где солдат хоронят тайком, а сыр — демонстративно».
Вспомнился Высоцкий с «Инструкцией перед поездкой за рубеж». Одно слово, извините, заменю:
От продуктов их сурово отвернись,
Мол, у самих добра такого завались…
Как не было добра такого тогда, так и теперь дефицит. Так отчего же это глумление и зачем? Западу показать, что якобы не боятся его санкций? Своих предупредить, чтобы сушили сухари, ибо национальный лидер ни перед чем не остановится?
Сообщалось, что инициатором указа президента России об уничтожении «санкционных» (как их называют) продуктов был новый министр сельского хозяйства Ткачев, бывший губернатор Краснодарского края. Очередная инициатива этого одиозного чиновника, поддержанная премьер-министром Медведевым, состоит во введении ограничений на численность поголовья скота и птицы в личных подсобных хозяйствах. Помнится, это уже когда-то было и плохо кончилось…
Ну хватит о России, возвратимся мыслями к Америке, а конкретнее — к «Голосу Америки»: «Президент США Барак Обама с семьей вновь отправляется в отпуск на остров Мартас-Виньярд в Массачусетсе, где американский лидер, вероятно, будет проводить время за игрой в гольф». Мне это сообщение с упором на любимое занятие Барака Обамы показалось не очень учтивым, и это ощущение неучтивости официоза по отношению к президенту в последнее время показательно. Цитирую дальше: «Никаких официальных мероприятий программой поездки не предусмотрено. Президент, его жена Мишель и дочери Малия и Саша пробудут на курорте больше двух недель».
Когда эта статья выйдет в свет, президент, наверно, еще будет играть в гольф на живописном острове, так что хорошей ему погоды! Не знаю, хочется ли ему поскорее вернуться к делам…