Корреспондент Der Spiegel Кристиан Нееф пишет о подоплеке борьбы с олигархами, которую президент Украины Петр Порошенко объявил приоритетным направлением своих усилий по борьбе с коррупцией во второй половине 2015 года.
Автор начинает с рассказа о «тайной встрече», которая прошла 1 августа в киевской гостинице Hyatt. В ней участвовали «бывшие и нынешние украинские олигархи», в том числе Ринат Ахметов, Виктор Пинчук, Сергей Тарута «и еще полдюжины других». Поводом послужило «недовольство олигархов работой правительства. Предприниматели боятся за свое влияние и имущество. Спустя полтора года после восстания на Майдане президент Петр Порошенко наконец-то хочет выполнить одно из главных требований протестного движения: отобрать власть у владельцев крупного бизнеса».
Нееф приводит слова Порошенко, «также бывшего олигарха», сказанные им в июне: «Курс на деолигархизацию будет продолжен, чего бы это мне ни стоило». «Некоторые говорят, что это политический маневр, призванный отвлечь внимание от катастрофического положения экономики страны», — отмечает журналист.
Он продолжает: «Никаких подробностей о встрече в киевском Hyatt не известно. Но очевидно, что многие из присутствовавших на ней господ считают, что основы их бизнеса под угрозой. За последние полтора года их состояния и так уменьшились, а влияние сократилось. Многие из их предприятий находятся на контролируемых сепаратистами территориях. Неужели олигархам в этом семейственном государстве действительно объявлена война?».
С точки зрения Евгения Киселева, бывшего главного редактора телеканала НТВ, который семь лет назад перебрался из Москвы в Киев и теперь ведет ток-шоу на украинском телевидении, инициатива Порошенко — это «не более чем передел крупнейших состояний Украины». С приходом новых властей взяточничество и семейственность, по его словам, не исчезли из местного обихода, причем «эта практика сохраняется даже в правительственных кругах».
Война с олигархами «пока не очень чувствуется», пишет Нееф: «Ни состоянию Пинчука, зятя [бывшего президента Украины Леонида] Кучмы, ни состоянию Геннадия Боголюбова, одного из главных банкиров страны, Киев не угрожает. До сих пор щадят и владельца строительного бизнеса Александра Ярославского, «короля Харькова», как и разбогатевшего на Донбассе Рината Ахметова. Сам президент Порошенко никак не продаст свою шоколадную империю. Несмотря на его решительные обещания, до сих пор мало что сделано».
Исключение составляет внесение поправок в «Закон об акционерных обществах», продолжает Нееф. Эта мера призвана решить одну из многих проблем Украины — ограничить полномочия олигархов в государственных предприятиях, объясняет автор, приводя в пример конфликт президента Украины с олигархом Игорем Коломойским из-за «Укрнафты», крупнейшего в стране нефтедобывающего предприятия. «Большая часть его акций принадлежит государству, однако Коломойский позаботился о лояльности менеджмента. Всякий раз, когда Киев хотел пытался провести кадровые перестановки, он мешал это сделать с помощью блокирующего меньшинства акционеров. Предприятие в результате не выплачивало государству ни дивиденды, ни сборы за право на добычу ископаемых. Таким образом, Украина только за прошлый год недополучила 300 млн евро. В будущем сделать так будет уже нельзя, поскольку отныне для созыва собрания акционеров необходимо 50% плюс одна акция, а не 60%, как раньше», — говорится в статье.
Последовавший за этим «штурм» центрального офиса «Укрнафты» вооруженными людьми, действовавшими по приказу Коломойского, и как следствие — его отставка с поста губернатора Днепропетровской области — «все же остается исключением», пишет Нееф. Однако в Америке и Западной Европе настаивают на том, что власть у олигархов отбирают. Запад не понимает, насколько глубоко укоренилось это постсоветское наследие, говорит Ирина Верещук, в прошлом мэр одного из городов Западной Украины. Не понимает, что лишить олигархов власти «в рамках нашей системы невозможно». Отчасти это объясняется тем, что Украина по-прежнему оставляет им лазейки для их трюков.
Наиболее ярким примером в этом отношении Нееф называет олигарха Дмитрия Фирташа, которого власти Австрии сначала арестовали по запросу американских коллег, а затем выпустили под залог в 125 млн евро. «Фирташа можно встретить в Вене — он вместе с советниками, секретаршами и телохранителями обосновался наискосок от Хофбурга. Как добрый православный, он по воскресеньям ходит в местную церковь, если только не проводит время в Фушле (Зальцбургерланд)», — повествует автор. Власти Украины считают, что он недоплатил в казну 242 млн евро, однако Фирташ эти претензии отвергает — по его словам, государство ищет врагов внутри страны, «потому что не может победить на востоке Украины».
«Крупнейший из принадлежащих Фирташу заводов по переработке титана находится в Крыму, который был аннексирован Россией, — пишет журналист. — Однако этот предприниматель нашел способ сделать так, чтобы русские его не национализировали: он передал завод в аренду московской фирме, которая связана с кипрским предприятием, входящим в группу Фирташа. Таким образом, продукция завода не подпадает под санкции США и ЕС. Что еще поразительнее, титановая руда из украинских шахт по-прежнему без проблем поступает в Крым, хотя граница полуострова официально закрыта. А готовую продукцию столь же чудесным образом вывозят через ту же самую границу, после чего отправляют в Европу или США. Это выгодно всем: Фирташу, само собой, украинцам, русским в Крыму, а также компаниям Boeing и Airbus, которые ждут поставок титана. Как такое возможно в стране, в которой деолигархизация объявлена государственной задачей?» — спрашивается в статье.
«Инсайдеры в Киеве задаются и другим вопросом, — продолжает журналист: — что станет с теми заводами, которые в будущем, возможно, все же будут отобраны у олигархов вроде Дмитрия Фирташа? Согласно заявлению премьер-министра Арсения Яценюка, они будут проданы. Но кому? Не ограничится ли дело обычным перераспределением, как опасаются наблюдатели, не возникнет ли новая прослойка олигархов?».
Как пишет Нееф, «множатся и сообщения о коррупции в… правительстве» Яценюка. Бывший глава Государственной финансовой инспекции Украины попытался доказать, что из-за премьера государство понесло «миллиардные» потери, а в Швейцарии завели дело на «одного из ближайших советников Яценюка». «Многие» считают, что борьба с олигархами — это лишь «побочный эффект внутренних конфликтов в киевском руководстве», противоборствующими сторонами в котором выступают премьер и президент: как рассказали Неефу инсайдеры, «Порошенко хочет избавиться от Яценюка, которого он считает помехой на пути к решению проблемы Восточной Украины. Но премьера поддерживают американцы. И тот и другой связаны с олигархами — Игорем Коломойскими и Дмитрием Фирташем».
Неназванный киевский финансист в разговоре с корреспондентом Der Spiegel сравнил олигархов с шахматными фигурами, которыми украинские государственные мужи ведут игру друг против друга. «Не очень-то хорошее предзнаменование для проекта деолигархизации», — заключает Нееф.