Иллюзия борьбы

Кристиан Нееф

Der Spiegel

Сокращенный перевод InoPressa

Порошенко и Рутин Foto: Bundesregierung / Bergmann
Порошенко и Рутин Foto: Bundesregierung / Bergmann

Корреспондент Der Spiegel Кристиан Нееф пишет о подоплеке борьбы с олигархами, которую президент Украины Петр Порошенко объявил приоритетным направлением своих усилий по борьбе с коррупцией во второй половине 2015 года.

Ринат Ахметов
Ринат Ахметов

Автор начинает с рассказа о «тайной встрече», которая прошла 1 августа в киевской гостинице Hyatt. В ней участвовали «бывшие и нынешние украинские олигархи», в том числе Ринат Ахметов, Виктор Пинчук, Сергей Тарута «и еще полдюжины других». Поводом послужило «недовольство олигархов работой правительства. Предприниматели боятся за свое влияние и имущество. Спустя полтора года после восстания на Майдане президент Петр Порошенко наконец-то хочет выполнить одно из главных требований протестного движения: отобрать власть у владельцев крупного бизнеса».

Нееф приводит слова Порошенко, «также бывшего олигарха», сказанные им в июне: «Курс на деолигархизацию будет продолжен, чего бы это мне ни стоило». «Некоторые говорят, что это политический маневр, призванный отвлечь внимание от катастрофического положения экономики страны», — отмечает журналист.

Он продолжает: «Никаких подробностей о встрече в киевском Hyatt не известно. Но очевидно, что многие из присутствовавших на ней господ считают, что основы их бизнеса под угрозой. За последние полтора года их состояния и так уменьшились, а влияние сократилось. Многие из их предприятий находятся на контролируемых сепаратистами территориях. Неужели олигархам в этом семейственном государстве действительно объявлена война?».

С точки зрения Евгения Киселева, бывшего главного редактора телеканала НТВ, который семь лет назад перебрался из Москвы в Киев и теперь ведет ток-шоу на украинском телевидении, инициатива Порошенко — это «не более чем передел крупнейших состояний Украины». С приходом новых властей взяточничество и семейственность, по его словам, не исчезли из местного обихода, причем «эта практика сохраняется даже в правительственных кругах».

Аоександр Ярославский
Аоександр Ярославский

Война с олигархами «пока не очень чувствуется», пишет Нееф: «Ни состоянию Пинчука, зятя [бывшего президента Украины Леонида] Кучмы, ни состоянию Геннадия Боголюбова, одного из главных банкиров страны, Киев не угрожает. До сих пор щадят и владельца строительного бизнеса Александра Ярославского, «короля Харькова», как и разбогатевшего на Донбассе Рината Ахметова. Сам президент Порошенко никак не продаст свою шоколадную империю. Несмотря на его решительные обещания, до сих пор мало что сделано».

Игорь Коломойский
Игорь Коломойский

Исключение составляет внесение поправок в «Закон об акционерных обществах», продолжает Нееф. Эта мера призвана решить одну из многих проблем Украины — ограничить полномочия олигархов в государственных предприятиях, объясняет автор, приводя в пример конфликт президента Украины с олигархом Игорем Коломойским из-за «Укрнафты», крупнейшего в стране нефтедобывающего предприятия. «Большая часть его акций принадлежит государству, однако Коломойский позаботился о лояльности менеджмента. Всякий раз, когда Киев хотел пытался провести кадровые перестановки, он мешал это сделать с помощью блокирующего меньшинства акционеров. Предприятие в результате не выплачивало государству ни дивиденды, ни сборы за право на добычу ископаемых. Таким образом, Украина только за прошлый год недополучила 300 млн евро. В будущем сделать так будет уже нельзя, поскольку отныне для созыва собрания акционеров необходимо 50% плюс одна акция, а не 60%, как раньше», — говорится в статье.

Последовавший за этим «штурм» центрального офиса «Укрнафты» вооруженными людьми, действовавшими по приказу Коломойского, и как следствие — его отставка с поста губернатора Днепропетровской области — «все же остается исключением», пишет Нееф. Однако в Америке и Западной Европе настаивают на том, что власть у олигархов отбирают. Запад не понимает, насколько глубоко укоренилось это постсоветское наследие, говорит Ирина Верещук, в прошлом мэр одного из городов Западной Украины. Не понимает, что лишить олигархов власти «в рамках нашей системы невозможно». Отчасти это объясняется тем, что Украина по-прежнему оставляет им лазейки для их трюков.

Дмитрий Фирташ
Дмитрий Фирташ

Наиболее ярким примером в этом отношении Нееф называет олигарха Дмитрия Фирташа, которого власти Австрии сначала арестовали по запросу американских коллег, а затем выпустили под залог в 125 млн евро. «Фирташа можно встретить в Вене — он вместе с советниками, секретаршами и телохранителями обосновался наискосок от Хофбурга. Как добрый православный, он по воскресеньям ходит в местную церковь, если только не проводит время в Фушле (Зальцбургерланд)», — повествует автор. Власти Украины считают, что он недоплатил в казну 242 млн евро, однако Фирташ эти претензии отвергает — по его словам, государство ищет врагов внутри страны, «потому что не может победить на востоке Украины».

«Крупнейший из принадлежащих Фирташу заводов по переработке титана находится в Крыму, который был аннексирован Россией, — пишет журналист. — Однако этот предприниматель нашел способ сделать так, чтобы русские его не национализировали: он передал завод в аренду московской фирме, которая связана с кипрским предприятием, входящим в группу Фирташа. Таким образом, продукция завода не подпадает под санкции США и ЕС. Что еще поразительнее, титановая руда из украинских шахт по-прежнему без проблем поступает в Крым, хотя граница полуострова официально закрыта. А готовую продукцию столь же чудесным образом вывозят через ту же самую границу, после чего отправляют в Европу или США. Это выгодно всем: Фирташу, само собой, украинцам, русским в Крыму, а также компаниям Boeing и Airbus, которые ждут поставок титана. Как такое возможно в стране, в которой деолигархизация объявлена государственной задачей?» — спрашивается в статье.

«Инсайдеры в Киеве задаются и другим вопросом, — продолжает журналист: — что станет с теми заводами, которые в будущем, возможно, все же будут отобраны у олигархов вроде Дмитрия Фирташа? Согласно заявлению премьер-министра Арсения Яценюка, они будут проданы. Но кому? Не ограничится ли дело обычным перераспределением, как опасаются наблюдатели, не возникнет ли новая прослойка олигархов?».

Как пишет Нееф, «множатся и сообщения о коррупции в… правительстве» Яценюка. Бывший глава Государственной финансовой инспекции Украины попытался доказать, что из-за премьера государство понесло «миллиардные» потери, а в Швейцарии завели дело на «одного из ближайших советников Яценюка». «Многие» считают, что борьба с олигархами — это лишь «побочный эффект внутренних конфликтов в киевском руководстве», противоборствующими сторонами в котором выступают премьер и президент: как рассказали Неефу инсайдеры, «Порошенко хочет избавиться от Яценюка, которого он считает помехой на пути к решению проблемы Восточной Украины. Но премьера поддерживают американцы. И тот и другой связаны с олигархами — Игорем Коломойскими и Дмитрием Фирташем».

Неназванный киевский финансист в разговоре с корреспондентом Der Spiegel сравнил олигархов с шахматными фигурами, которыми украинские государственные мужи ведут игру друг против друга. «Не очень-то хорошее предзнаменование для проекта деолигархизации», — заключает Нееф.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Александр Штрайхер

писатель, одессит, проживает в Бруклине, Нью-Йорк
Все публикации этого автора