Скандалы, аресты и голодовки подтверждают урок, не понятый год назад: для оппозиционных активистов попытки участвовать в выборах превратились в политически бессмысленный и физически опасный ритуал.
Вот что сейчас видят те, кто следит за подготовкой к «единому дню голосования», назначенному на 13 сентября.
В Новосибирске активисты Партии народной свободы (ПАРНАС) голодают, надеясь, что власти, которые забраковали их список кандидатов в местное заксобрание, объявив подлинные подписи подделкой, передумают и зарегистрируют его. Моральная победа, говорят они, уже и сейчас на их стороне. Ведь все избиркомовские фальсификации регистрировались на видео.
Петербуржец Андрей Пивоваров, руководивший избирательным штабом ПАРНАСа в Костроме, арестован за «неправомерный доступ к компьютерной информации». У нас ли не подобрать статью, если очень хочется? Теперь ведь могут посадить даже за «расшатывание политической обстановки», а в Костроме крамола куда круче – активисты покушаются на депутатские кресла.
Но вот в Татарстане местная оппозиционная коалиция («Яблоко», ПАРНАС и Партия прогресса Алексея Навального) уклонилась от «моральной победы» и только что отказалась выдвигать муниципальные партсписки, заявив, что считает «невозможным и нецелесообразным своим участием поддерживать имитацию выборов».
Это у нас уже вторая такая кампания. В отшлифованном виде повторяется то, что было в 2014-м, на подходе к прошлому «единому дню голосования». Оппозиционные активисты, не допущенные к выборам (а если и допущенные, то с заранее засчитанным проигрышем), и тогда уже азартно доказывали, что скрупулезно соблюли все придуманные для них замысловатые и унизительные процедуры, начальство тоже пожимало плечами, а народ тоже безмолвствовал. Правда, хоть не арестовывали.
Помню, несколько хороших людей обиделись на меня за то, что написал прошлым летом: «Чем занимались независимые (предположительно) кандидаты? Агитацией за свои идеи? Нет, сбором подписей. А потом доказательством, что подписи подлинные. А потом хождением по судам, а самые смышленые – еще и подковерным перешептыванием с важными людьми… Вместо политики – ритуал, специально придуманный, чтобы поиздеваться над теми, кто добровольно в нем участвует. А вместо бойкота этого ритуала – очередь из желающих попробовать себя в игре с наперсточниками…»
Сегодня могу повторить точно то же самое. Политика – это борьба за власть или хотя бы за участие во власти. Демократическая политика – это борьба за власть демократическими методами. Но существующая у нас система не предусматривает смены высшей власти в результате выборов.
Однако вплоть до 2013 года она хотя бы мирилась с попаданием в вертикаль небольшого числа независимых и полунезависимых политиков. В 2013-м мэром Екатеринбурга был выбран Евгений Ройзман, главой Петрозаводска – Галина Ширшина, депутатом Ярославской облдумы – Борис Немцов. И тогда же на выборах московского градоначальника не помешали убедительно выступить Алексею Навальному.
Но это было в последний раз. Ритуал под названием «выборы» сохранен. И даже выборы с несколькими кандидатами и несколькими партиями, пусть и трудно отличимыми друг от друга. И даже выборы по-своему конкурентные – то есть с предварительной подковерной борьбой за право стать народным избранником и занять лакомое место. Но с демократической политикой в любом нормальном ее понимании эти процедуры утратили сейчас всякую связь.
Правящая машина патологически не приемлет любых независимых от нее активистов и вообще любые инициативы снизу. Это ее же загоняет в тупик? Безусловно. Но вид оппозиционеров, покорно подчиняющихся всем этим каждодневно изменяемым правилам и к начальству же взывающим о справедливости, вовсе не ослабляет начальственного гонора, а наоборот — усиливает его.
Народные массы, в общем, не против свободных выборов, если им на тарелочке их поднесут, но отстаивать таковые явно не намерены. Подробнейшим образом доказывать им с видеофактами в руках, что начальство мухлюет и играет с оппозиционерами как кошка с мышкой, нет смысла. Народ это и так знает. Просто не принимает близко к сердцу. Очень плохо, но таковы факты, которые полезно осознать.
Свобода и демократия в нашей стране сегодня отторгаются верхами и безразличны низам. Демократ по убеждениям все равно будет отстаивать свое дело, даже если оно непопулярно. Вопрос только – как. Зацикливаться именно на участии в выборных кампаниях, которые устойчиво воспринимаются сейчас как казенный спектакль, — значит не прокладывать путь к демократии, а демонстрировать собственную маргинальность.
Дело не просто в том, что настоящих выборов у нас нет. В ближайшее время их не может быть в принципе. Надо это осознать. Демократия возникнет не раньше, чем ее захочет большинство. Не тогда, когда оппозиционеры появятся перед сонным электоратом, а тогда, когда этот электорат сам уйдет в оппозицию. Мы сейчас проходим другой исторический отрезок.
Да, еще не все акценты расставлены. Еще не окончателен список системных партий, которым Кремль пожалует квоты в Думе. Может быть, кого-то заменят. Например, справедливороссов, откровенно исчерпавших свой ресурс. Не совсем понятно, какую нишу оставят полусистемному «Яблоку», и оставят ли вообще. Нет окончательной ясности даже с судьбой ПАРНАСа и «Гражданской инициативы». То ли их вовсе сметут, то ли все-таки расщедрятся на пару третьестепенных депутатских кресел где-нибудь в глубинке.
Но по большому счету новейшая версия нашего политрежима сложилась. Во многом он похож на Польшу второй половины прошлого века, политический строй которой носил бессмысленное название «народная демократия». Разумеется, там устраивались выборы, вполне похожие на наши нынешние. И была тройка системных партий – главная и две добавочных, которым полагались квоты в Сейме. А оппозиция, возникшая там еще в 1950-е, десятилетиями жила своей жизнью, достаточно нелегкой. Порой ей позволяли протолкнуть в парламент несколько своих депутатов, но чаще она просто бойкотировала выборы, хотя и пользовалась реальной поддержкой в народе.
И только в конце 1980-х, когда эта поддержка стала неодолимой, а банкротство старого режима — очевидным, согласилась согласовать с властями процедуру нормальных выборов и сразу же их выиграла. После чего и возникла та Польша, с которой мы имеем дело сегодня, и где наследники оппозиции сосуществуют в политике с наследниками бывших системных партий эпохи ПНР.
Сколько времени просуществует «народная демократия» в России, никто знать не может. Хочется верить, что счет пойдет не на десятки лет. Но пока она в силе, играть с ней по ее правилам значит проиграть.
Сергей Шелин
РОСБАЛТ
С каждым годом выборы разных уровней в России напоминают те «выборы», которые были в СССР. Всё это фикция.
Руководство России и ЦИК работают по еще незабытому сталинскому принципу: «Главное не то, как проголосовали, а главное кто и как считал». Поэтому всегда и везде побеждает правящая партия (ЕР). Посмотрите, среди чиновников, привлекаемых к уголовной ответственности за различные экономические преступления ( воровство, взяточничество, коррупцию…) кого больше всего? Членов ЕР….