«И столпились они вокруг Моше и Аарона, и сказали им: «Полно вам! Ведь все общество, все святы, и среди них Б-г! Отчего же возноситесь вы над собранием
Б-га?!» (Бемидбар, 16:3).
Когда читаешь главы, в которых рассказывается об Исходе и пребывании сынов Израиля в пустыне, невольно думаешь, что евреи только и делали, что бунтовали против Б-га и своего вождя Моше с перерывами на получение Торы и строительство переносного Храма. Действительно, в книге «Шмот» и в начале книги «Бемидбар» мы узнаем о трех крупных смутах – поклонении Золотому тельцу, отказе есть манну (ностальгии по египетским «горшкам с мясом») и грехе разведчиков, не считая мелких волнений и недовольств.
У некоторых может сложиться превратное мнение, что поколение Исхода не доросло морально и духовно до своей грандиозной исторической миссии, что вот если бы мы были на их месте, то смотрели бы Моше в рот и исполняли все его указания, а бунтовать ни-ни. А те как были рабами, так ими и остались.
На самом деле поколение Исхода и дарования Торы стояло на высочайшем уровне духовности. Еще в египетском рабстве оно проявило стойкость, пережив частичный геноцид (указ фараона об истреблении новорожденных еврейских мальчиков) и соблазны ассимиляции. Когда Моше призвал их бежать в пустыню – всем вместе, с детьми, стариками и движимым имуществом – они беспрекословно отправились за ним в неизвестность, рискуя самой жизнью. (На самом деле в Исходе участвовала лишь пятая часть евреев; остальные предпочли не участвовать в «авантюре» и остались в Египте. Тем большего уважения заслуживают смельчаки, ушедшие в пустыню.)
При переходе через Красное море евреи удостоились такого Б-жественного озарения, что, по словам мудрецов Талмуда, служанка поколения Исхода видела на Красном море больше, чем видел в своих пророчествах Йехезкель, один из величайших во всей истории пророков. Евреи с восторгом приняли Тору, произнеся магическую клятву верности Б-гу: «Наасе венишма – сделаем и услышим». Их не зря называют «поколением знания». Все бунты, о которых шла речь, произошли в первый год после Исхода, в самый болезненный период становления нации и привыкания к новым, прямо скажем, противоестественным условиям жизни в пустыне, в состоянии неопределенности, страха, отсутствия привычных условий оседлой жизни.
Последний, сороковой год, когда евреи готовились вступить в Эрец Исраэль, тоже выдался неспокойным: волнения у «Вод раздора», поклонение идолу Бааль-Пеору и т. д. Зато остальные 38 лет скитаний сыны Израиля вели себя образцово: не ссорились, не капризничали, не бунтовали. Освобожденные от всех материальных забот, от бытовой «текучки», они вели исключительно духовный образ жизни: наслаждались близостью Тв-рца и учили Тору из уст ее величайшего знатока Моше-рабейну.
К бунтам первого года тоже нельзя подходить с нашими привычными мерками. Да, евреи грешили, но эти грехи были, если можно так выразиться, очень высокой пробы, и их практически невозможно было избежать в тех условиях. Каждый из нас, будь он там, наверняка оказался бы среди бунтовщиков. Вступаясь за свой народ перед Вс-вышним, Моше всегда находил убедительные оправдания их действиям и неизменно добивался прощения у Б-га.
В истории с Золотым тельцом он утверждал, что в намерения евреев не входило идолопоклонство, что они лишь пытались получить нового предводителя, когда решили, что Моше погиб или оставил их навсегда. Мяса, а также «рыбу, которую ели в Египте даром (помните «рыбные дни» в Союзе?!), огурцы, и дыни, и зелень, и лук, и чеснок» они требовали, потому что невозможно сорок лет питаться одной манной, прекрасной пищей, но готовой, «синтезированной», напоминающей таблетки «Гербалайф». Любому человеку хочется настоящей пищи, горячей, с ароматом, разрезать бифштекс ножом и вилкой, очистить апельсин или банан или просто умять горбушку с соленым огурцом… Говорят, даже космонавтам тюбики с пюре скоро заменят полноценными блюдами. А тут целую жизнь – на одной манне небесной. Изо дня в день, из года в год. Поневоле взбунтуешься.
Наконец, с Эрец Исраэль вышла заминка, потому что разведчики и народ боялись оказаться недостойными святости этой земли. Они опасались, что им не хватит заслуг отвоевать ее у местных жителей-великанов. К тому же в пустыне они жили, как в пятизвездочном отеле: все их потребности удовлетворялись, никаких забот, знай только себе расти духовно, блаженствуй под лучами Шехины, Б-жественного Присутствия, и учи Тору, получай высшее интеллектуальное наслаждение.
С приходом в Эрец Исраэль такая идиллия кончилась бы. Когда возвращаешься домой с курорта, тебя тут же охватывают повседневные заботы и проблемы: надо завоевывать страну, потом делить ее между коленами, да так, чтобы обошлось без обид и претензий, затем строить, пахать и сеять, короче — осваивать. Не лучше ли оставаться в пустыне, на всем готовом, духовненьком? Нельзя ли обойтись без прозы жизни?
Короче, все перечисленные бунты можно было оправдать и в конечном итоге простить, что и сделал Вс-вышний. Гораздо сложнее обстояло дело с бунтом Кораха, описанным в сегодняшнем разделе. В его основе лежали не объективные трудности роста, а личные амбиции, неудовлетворенное тщеславие кучки людей, личный и групповой эгоизм.
Корах, двоюродный брат Моше и Аарона, человек умный, богатый и уважаемый, пытался осуществить «дворцовый переворот». На бунт он подбил еще двести пятьдесят человек, «вождей общества», жонглируя дешевыми, популистскими лозунгами, обвиняя сыновей своего дяди Амрама в узурпации власти и ее злоупотреблении: «Ведь все общество, все святы, и среди них Б-г! Отчего же возноситесь вы над собранием Б-га?!» Иными словами, долой диктатуру, даешь демократию!
Моше пытался решить конфликт мирным путем. Он сразу дал понять, что бунт направлен не столько против него лично, сколько против воли Тв-рца, чьим назначенцем он является, что власть и функции в колене Леви, к которому принадлежал сам Корах, были распределены по указанию Свыше, поэтому требовать изменений глупо, преступно и опасно.
Увещевания не помогли, смутьяны шли до конца. В результате они понесли страшное наказание. Кораха и его ближайших сообщников с семьями живьем поглотила разверзшаяся земля; других бунтовщиков уничтожил огонь, сошедший с неба. Сверхъестественный характер казней не оставлял сомнений в том, Кто стоит за ними. Но гнев Вс-вышнего поразил не только участников заговора. Лишь решительное вмешательство Аарона остановило мгновенно вспыхнувшую массовую эпидемию, грозившую истребить весь «избранный народ».
А теперь сравните. Золотой телец обошелся евреям в три тысячи жертв. Погибли только зачинщики; народ был, в целом, прощен. За грех разведчиков были казнены только они сами – десять из двенадцати. Народ и в этот раз уцелел, несмотря на плач и отказ идти в Эрец Исраэль. Массовая поддержка бунта, устроенного Корахом, привела к повальному мору и гибели 14.700 человек.
Комментаторы учат отсюда, что Б-г охотнее прощает грехи, совершенные против Него, чем против других людей. Корах не был атеистом; он признавал и почитал Тв-рца, но был несправедлив к Моше, и за это не только сам погиб, но и чуть не погубил весь народ. Такова цена внутренних распрей. Вспомним, что Второй Храм был разрушен не потому, что евреи плохо соблюдали заповеди, а из-за их беспричинной ненависти друг к другу.