«И взял Корах…»
Бамидбар (16:1)
Движущей силой Кораха была зависть к Моше и Аарону. Сразу оговоримся, зависть (на иврите – кин’а, от ликнот – приобретать) бывает двух «сортов»: созидательная и разрушительная. И в том, и в другом случае мы говорим об ощущении, что находящееся во владении другого, по сути, не принадлежит нам!
Данное ощущение (зависть) может привести к следующим двум основным сюжетам. Либо, позавидовав, мы начинаем зарабатывать себе вызвавшее зависть (положение, предмет, духовный уровень и т. д.), либо пытаемся отнять у жизни то, что кажется нам по праву принадлежащим.
Именно нахаш-змей (от «ленахеш» – «угадывать, гадать») стоит у истоков второго, деструктивного варианта. Зачем решать задачу, если можно угадать (ленахеш) решение? Корах, «ощущавший в душе своей силы необъятные», не случайно позавидовал Моше и Аарону. Его потомок, пророк Шмуэль, был, по словам мудрецов, «равен Моше и Аарону». И всё, что требовалось от Кораха… – подождать. Проявленное «нетерпение сердца»: «Вся община, все кдошим!» Бамидбар, 16:3, – лишь отодвинуло возможность реализации. (Сравните с промахом первого человека, «растянувшего» удовольствие от работы аж на шесть тысяч лет!)
В качестве конкретного урока мы извлечём из слов Кораха невероятную тяжесть (весомость) нами вслух произносимого: «Отчего возвысились вы над кагалом Всевышнего?» (Бамидбар, 16:3).
Попытка обвинить Моше в «возвышенности» наталкивается на следующее «возражение» Всевышнего: «А человек этот Моше очень скромный, более чем любой человек на поверхности земли» Бамидбар, 12:3. Желание посмотреть на Моше «снизу вверх» привело к «подземному» существованию Кораха сотоварищи!
«Выдавая на гора» потаённое (потенциальное), мы взваливаем на себя тяжесть собственных слов – поработителей!