«И послал Моше позвать Дотана и Авирама, сыновей Элиава, и сказали: «Не придем».
Бамидбар (16:12)
Мудрецы, говоря о поведении Моше в отношении зачинщиков распри, используют глагол «ухаживать, улещивать»: «И «обхаживал» Моше их, чтобы помириться с ними словами мирными» (Трактат Санhедрин, лист 110).
Неординарные усилия Моше, несомненно, прямо указывают на ценность понятия шалом (мир), что не очень стыкуется с затерто-обезличенным, очень ивритским приветствием, очевидно обесценивающим понятие шлемут (совершенство), низводящим его на уровень вполне бессмысленного «Хай!» В особенности если учесть закон (кодекс Шульхан Арух, Орах Хаим 84): «Нельзя произносить шалом в грязном месте», который основывается в свою очередь на том, что «имя Всевышнего – Шалом» (Трактат Шабат 10:2).
Итак, общеупотребительное приветствие или Имя Всевышнего?!
Ответ удивителен. Всевышний «поступается» своим совершенством (Шалом), дабы дать нам возможность находиться в мире (шалом). Достижение мира и взаимопонимания между людьми реализуется единственным способом – их соединением Творцом. Только Он, в случае признания людьми, может соединить все части в Один – Шалом (еще одно значение шалем – целый, целостный).
Мораль: произнося при встрече – расставании «Шалом», мы присоединяем себя в качестве частей в общее целое. А Моше, подобно Всевышнему, не считается с собственным самоуважением ради возможности присоединить к народу раскольников. Иллюстративный пример на тему сверхценности мира: в случае подозрения в супружеской неверности Создатель приказал «стирать свое Имя», дабы восстановить мир между мужем и женой.
Для более близкого знакомства
с образовательной программой рава М.-М. Гитика.
Звоните:
972 2 6513168, 972 526 550 916;
пишите: sarabak@aish.com;
lilevi@yandex.ru