«А Герострат не верил в чудеса. Он их считал опасною причудой. Великий храм сгорел за полчаса, и от него осталась пепла груда…
Но Герострат не верил в чудеса, он знал всему действительную цену. Он верил в то, что мог бы сделать сам. А что он мог? Поджечь вот эти стены.
Не славолюбец и не фантазер, а самый трезвый человек на свете — вот он стоит. И смотрит на костер, который в мире никому не светит».
Феликс Кривин
Чаще всего мой разговор с большинством умных и хороших светских людей кончается такими словами: «Я понимаю, что ты прав, более того, я тебе завидую. Но я так не могу или я так не хочу». Тут у меня кончаются аргументы, более того, возникает чувство симпатии к оппоненту. Против «не могу или не хочу» не попрешь. Тем более, что Израиль – это не Россия, в которой ответив на вопрос «лама?» (почему) – «каха» (потому), можно было запросто получить по шее.
Впрочем, такое желание у меня появляется и сейчас. Почему? Потому, что мы выросли в Советском Союзе. И большинство гадостей, которые мы делали — это не оттого, что нам так хотелось, а в точности по идеологии строителей коммунизма.
То бишь Вавилонской Башни. В смысле, потому, что так было надо. Помните, как в блатной песне Высоцкого: «ударил первым я тогда, так было надо».
До сорока лет я не догадывался о существовании Б-га, а если мысль и приходила, то гнал ее подальше, сотворив из семьи кумира. Когда мой младший брат стал соблюдать заповеди, я понял, что он прав, но считал, что мне уже поздно. Семья за мной не пойдет, а без неё мне «море – не море, солнце – не солнце». Я попытался приобщить детей к иудаизму, довольно-таки безуспешно. Годам к 50 фраза Николая Островского «Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы» стала играть все большую роль в моей жизни. Я постепенно стал вносить в свою жизнь больше смысла. Ведь в шахматах и в жизни лучше играть даже по неправильному плану, чем вообще без плана.
Двадцать один год тому назад ночью в пост 9 Ава я пришел к Стене Плача, наверное, оплакивать свою жизнь без Б-га. Я понимал, что я не могу и не очень хочу помочь самому себе. Поэтому в эту полночь родилась моя единственная безумная молитва: «Сделай так, чтобы я мог помогать другим». Я плакал, умолял и мне не сразу, но ответили. И вот я пытаюсь, ищу параллели, путешествую в машине времени, пробую найти что-то общее между героями разных эпох. Вот мой взгляд из машины времени на судьбы четырех людей. У троих из них скорее слава Герострата, а у четвертого, которого звали Онкелос, слава на все времена.
Давным-давно сын сестры римского Императора Тита решил стал евреем. Императору это не понравилось и он послал за ним солдат, чтобы арестовать. Но Онкелос обратил их в Иудейство, прочитав «гостям» разные стихи из Библии. Император послал других солдат, а затем ещё раз, но Онкелос всех их также обратил в Иудейство. В четвертый раз Император строго приказал солдатам не вступать ни в какие разговоры с изменником. Арестовав его, солдаты заметили, что Онкелос приложил руку к мезузе на косяке двери; они обратились к Онкелосу с вопросом: «Что это такое?». Онкелос им объяснил, и тогда солдаты перешли в Иудейство.
Интересно, что римские солдаты того времени были честные люди. У них в мозгу отсутствовали понятия «не могу» или «не хочу». Б-г или есть — или его нет.
В Трактате Талмуде, который изучают в пост 9 Ава, приведен диалог Онкелоса с тремя грешниками.
Онкелос бар Клоникус был сыном сестры Тита. Он колдовством поднял Тита из мертвых и спросил, кто считается важным на том свете. Тит ответил, что евреи. Онкелос спросил: «Стоит ли мне примкнуть к ним?» Тит ответил: «Ты не сможешь исполнять все их заповеди, лучше враждуй с ними и будешь главным» (в этом мире). Пошёл Онкелос и поднял колдовством из мертвых Билама. Задал ему те же вопросы. Билам ответил, что на том свете евреи считаются наиболее важными, но посоветовал не желать им мира и добра все дни своей жизни. Подошел Онкелос и поднял колдовством одного из грешников народа Израиля. Спросил его те же вопросы. Ответил ему грешник: «Добра им желай, зла им не желай. И кто их трогает, как будто трогает зеницу своего ока, то есть сам себе вредит». Талмуд подмечает: посмотри, какая разница между грешниками народа Израиля и пророками идолопоклонников. Еврейские грешники, несмотря на свои грехи и наказания, говорят хорошо о народе Израиля и рекомендуют желать ему добра. А иноверцы и их пророки даже на том свете продолжают ненавидеть евреев и желать им зла. (Гитин)
В совете Тита я узнал знаменитое: «я так не могу, и не только я, но так никто не сможет. Ведь мы с тобой одной крови».
В совете Билама: «я знаю, что евреи правы, я знал это еще при жизни, но я так не хочу, и вы тоже так не захотите».
Совет желать евреям добро принадлежит человеку, сделавшему самую большую карьеру среди евреев. Что там Эйнштейн! На него вообще молятся! Мне не хотелось бы подробно заниматься его личностью. Во-первых, это не совсем принято, во-вторых, я строю свою систему доказательств на позитиве, а не отрицании. Сомнения в том, что я приобрел от учителей, у меня нет. Невидимыми гвоздиками я сам прибил себя к своим учителям. Одно я хотел добавить. Известно, что цдуким, признающие только письменную Тору, сами шли на смерть от рук Всевышнего, только чтобы исправить службу в Храме так, как они считали правильным. Возможно, основатель новой религии сам для себя выбрал ту же судьбу.
Единственное, что я хочу добавить со слов верующей христианки,что он и его апостолы были евреями, и они не могли сознательно хотеть причинить зло своему народу, сжечь Храм. Она считает, что антисемитизм придумали последующие поколения, чтобы расправиться со своими учителями-евреями, которых Всевышний разместил среди народов. И они не знали, что «поднимают руку на зеницу Г-споднего ока».