Фредди БЕН НАТАН
Опубликовано 17 ноября 2011 г.
«Вполне сочувствую твоей простуде, но самое лучше лекарство – взять скрипку в руки и не менее трех часов играть упражнения и этюды. Организм сразу разогреется, да и микробы подохнут от звуков скрипки», – такую рекомендацию дал однажды одному из своих учеников Петр Соломонович (Песах Шлемович) Столярский, которого, по праву, можно отнести к числу величайших педагогов ХХ века. Что же касается упомянутого воспитанника Столярского, то ученик этот последовал совету наставника и позже признался, что после трех часов занятий почувствовал себя значительно лучше.
Будущий гений музыкальной педагогики появился на свет 30 ноября 1871 года в городке Липовцы (ныне – Винницкой области Украины), так что в этом месяце отмечается 140-летие со дня его рождения. Фамилию свою Столярские получили по роду занятий одного из основателей семейной династии. Столярных дел мастер Шлема не только соорудил большой деревянный дом, но однажды своими руками изготовил, скопировав ее со старого инструмента, скрипку и научился играть на ней. Так что музыка втекла в Песаха с самого раннего детства. Его отец, а также многочисленные братья и сестры организовали клезмерский ансамбль, пользовавшийся огромным успехом в родном местечке. Но волей судьбы, герой нашего повествования не стал знаменитым музыкантом. Талант Столярского полномасштабно раскрылся в другом качестве – скрипичного педагога. Так, скажем, не самый известный футболист становится порою выдающимся тренером. Нет, совсем не о славе думал этот музыкант, открыв сто лет назад, в 1911 году в Одессе собственную частную школу. Впрочем, не спешите представить себе хоть какое-нибудь подобие нынешних музыкальных классов. Учебным заведением стала плохо приспособленная для этого квартира Столярского, куда он начал приглашать пятилетних детей «на музыкальное воспитание». Почему именно пятилетних? А потому, что именно в этом, совсем еще раннем возрасте, педагог считал не только возможным, но и необходимым начинать занятия с «обыкновенными гениями». «Хорошему материалу нужен хороший портной», любил приговаривать Столярский, принимая очередного ученика. Как вспоминал через десятилетия один из его знаменитых воспитанников, Давид Ойстрах, «во всех комнатах толпились возбужденные и радостные малыши, а в коридорах сидели мамаши, ожидавшие своих вундеркиндов и с оживлением обсуждавшие чисто профессиональные скрипичные проблемы». Позавидовать Столярскому могли даже гадалки: ему было дано не только распознавать настоящие таланты, но и угадывать далекое будущее малышей. Любопытная деталь: этот взрослый человек часами стоял перед ребятишками на коленях – так ему было удобнее наблюдать за их игрой на уроках и исправлять ошибки. Особенностью концепции Петра Столярского было воспитание в маленьком человеке большого артиста – с первых же его шагов в жизни, и в музыке. Столярский прививал детям, хотя работал с каждым индивидуально, чувство товарищеской сплоченности. Уча не бояться публичных выступлений, он выводил своих ребятишек на парады: они привязывали бантики к маленьким скрипочкам и шествовали под собственный аккомпанемент, привлекая внимание, по шумным улицам Одессы.
В 1933 году он основал первую в СССР специальную музыкальную школу-десятилетку для одаренных детей. Это учебно-воспитательное заведение еще при жизни организатора стало именоваться «школой Столярского», а сам ее руководитель, родным языком которого в детстве был не русский, а идиш, забавно называл свое детище «школой имени мене». Он разработал свою, особенную методику преподавания, выдвинул в формулировках, вызывавших часто улыбку с точки зрения правильности русской речи, принципы, которыми руководствуются преподаватели музыкальных школ и сегодня. «Педагогика Столярского – то, чем должно гордиться мировое искусство» – это высказывание принадлежит известному французскому музыканту Жаку Тибо. Хорошо известно высказывание по этому поводу Леонида Осиповича Утесова «Кто сказал, что конвейер изобрел в Америке Форд? Конвейер изобрел в Одессе Столярский. Конвейер талантов. Он как никто понимал детскую душу, умел ее настроить на музыкальный лад и вести к вершинам скрипичного совершенства. Он нес в себе большое сердце художника». Из «фабрики талантов» вышли исполнители, которые обрели всемирную славу – Давид Ойстрах, Натан Мильштейн, Самуил Фурер, Буся Гольдштейн, Елизавета Гилельс, Михаил Фихтенгольц. К педагогу от Б-га пришла известность. Столярского узнавали на улицах, ему уступали место в общественном транспорте, а родители с надеждой приводили к наставнику у своих детей – «учиться на Ойстраха». Подлинным триумфом Петра Столярского стал Первый международный конкурс имени Эжена Изаи, состоявшийся в Брюсселе в 1937 году. Все призовые места в этом престижном творческом соревновании заняли его ученики: Давид Ойстрах, Елизавета Гилельс, Буся Гольдштейн и Михаил Фихтенгольц. Сам профессор, создавший, по сути, отечественную скрипичную школу, удостоится правительственной награды, а «товарищ Сталин» лично подарил Столярскому автомашину. «Вы подарили стране музыкантов, а мы Вам – это», – так высказался при этом кремлевский вождь. Столярский не побоялся возразить «отцу народов», посоветовав забрать подарки обратно, оказав, вместо них, большее содействие, что было бы разумнее и полезнее, одаренным детям.
Правда, в том же, 1937-м, был арестован один из его учеников. Сохранилась анекдотичная история о том, как сотрудники НКВД нагрянули к Петру Соломоновичу, причем ночью. «Припомните, гражданин Столярский, не имел ли ваш ученик связей с немцами?» – Поинтересовался следователь. «Конечно имел, – перейдя на полушепот, сообщил визитерам хозяин дома. – Сначала он имел связи с Брамсом, потом были Шуберт и Шуман, но это так, мелочи. А вот Бах — это был главный!»… Малообразованные сотрудники органов безопасности записали, слово в слово, показания «свидетеля» и помчались докладывать о них своему начальству…
… Профессор Московской консерватории Александр Гольденвейзер, в свое время, обратился к властям с просьбой помочь организовать в столице Детскую музыкальную школу по опыту Столярского, что и было сделано. К слову, он же, Александр Борисович, предложил издать «Русско-Столярский словарь». Это – в шутку. А если всерьез – то замечательного человека прекрасно понимали и чтили многие из окружавших его людей. По образцу Одесской музыкальной десятилетки, аналогичное учебное заведение было открыто сначала в городе на Неве, а позднее – в Свердловске. С Уралом Петра Столярского связала судьба в последние годы жизни и деятельности. В начале Великой Отечественной войны, спасая не столько себя, сколько плоды многолетнего труда, Петр Столярский принял предложение эвакуироваться, вместе со своей школой, в Свердловск. Несмотря на тяжелые условия, Столярскому удалось наладить там, где он оказался, учебный процесс. Вот уж и действительно, музы не молчали, когда стреляли пушки. Здоровье педагога и подвижника было подорвано скудным питанием и усугубилось уральскими морозами. Столярскому настоятельно рекомендовали и предлагали перебраться в Москву, но он, напоминая, в этом смысле, хотя и в иной ситуации, но, тем не менее, легендарного Корчака, отвечал: «А как же мои дети?». И воспитанников своих он не оставил, хотя Давид Ойстрах обращался к учителю: «Срочно выезжайте в столицу, обо всем договорился. Вам выделят отапливаемый номер в гостинице, профессора ждут в Московской консерватории: будет сыт, обут, одет и при деле». Кто-то другой, быть может, и откликнулся бы на такое заманчивое предложение, но не Столярский. Незадолго до своей смерти, в 1944, он лично открыл Свердловскую музыкальную школу для юных талантов. Там, в Свердловске, он и умер 29 апреля, но, успев узнать о том, что Одесса освобождена от оккупантов. Но, уходя из Одессы, захватчики подожгли здание школы Столярского. Эта печальная весть глубоко потрясла Петра Соломоновича. Получив ее, он зарыдал. Лицо налилось кровью, руки задрожали… Его увезли в больницу. Там врачи определили кровоизлияние в мозг, от которого он уже не оправился. А потом пришла и другая беда. На второй день после похорон тело Столярского было обнаружено на другом конце кладбища, расположенного в самом центре Свердловска. Нелюди – мародеры, решив поживиться, выкопали «богатого» покойника, раздели его догола и выбили золотые коронки. Петра Столярского перезахоронили, но лишь к девятой годовщине со дня его смерти на средства учеников установили памятник. В Одесский краеведческий музей на вечное хранение были переданы семейный архив и личные его вещи.
Летом нынешнего года в прессе появилось сообщение о намерении к 140-летию со дня рождения Столярского перевезти его прах из Свердловска в Одессу. Общественность была проинформирована о проекте установки на будущей могиле Столярского, на одном из одесских кладбищ, памятника удивительному человеку, вошедшему в историю и прославившему город. Кроме того, областные власти решили установить памятник одному из учеников скрипичной школы Столярского – Давиду Ойстраху.
… Люди уходят, но добрые их дела продолжают жить. И ныне методические разработки профессора Петра Соломоновича Столярского находят практическое применение. Пережили время многие оригинальные мысли, высказанные знаменитым педагогом: «Сперва научись чисто играть гамму, а потом будешь кушать конфетки», «Что такое воробей? Это соловей, который не выучил свои трели», «Не надо думать, что слово «скрипка» происходит от слова «скрип», «Играй мне Баха, а не Оффенбаха». И нынешними преподавателями цитируются произнесенные как-то Петром Столярским прекрасные слова: «Скрипку нужно держать гордо!».