Злые страницы с радостью констатируют, что нашим читателям далеко не все «до фонаря» и есть темы, где можно не только поговорить, но и высказать свои мнения и взгляды.
Проблема, поднятая в газете о воспитании и школе, задела многих. Отзывы приходят не только по почте, но, в основном, на Интернет. Многие послания без подписей.
Согласитесь, дело не в подписях, а в тех мыслях, которые высказывают наши читатели. А мысли интересные и далеко не однозначные. Публикуя их на «Злых страницах», мы не закрываем чрезвычайно важную тему образования и воспитания наших детей и еще раз призываем всех принять участие в ее обсуждении.
«ДРУГОЕ» ОБРАЗОВАНИЕ
Во-первых, как Вы знаете, здесь есть частные школы (Private School) и государственные (Public School). Обучение в частных школах платное и дорогое. Дети, чьи родители не могут оплатить частные школы, учатся в государственных. Каждая из этих школ очень жёстко привязана к своему микрорайону, и исключений здесь не бывает. Поэтому если вы снимаете (или покупаете) квартиру в микрорайоне, где школа имеет хорошие показатели, то она будет дороже, чем такая же квартира в другом месте, где школа хуже. Здесь это чаще всего определяется количеством бесплатных завтраков в школе, т. е. чем их меньше, тем школа лучше (состоятельные родители могут «прокормить» без школы своих детей).
Теперь об образовании: существует устойчивый миф (среди русскоговорящих) о том, что американская школа даёт плохое образование. Считаю, что американская школа даёт другое образование. Это всё равно как если бы мы стали спорить о том, что яблоки вкуснее и полезнее, чем, скажем, морковь. И вот наши люди начинают говорить о том, что средний американец не знает закон Кирхгофа или бином Ньютона, но то, что средний россиянин не знает массы других вещей, которые понятны любому американцу, им в голову не приходит. Самая большая проблема не в том, чему учат, а в том, что здесь никто и нигде не заставляет ребёнка учиться. В школе абсолютно одинаково хорошо относятся к тому, кто учится только на «пять», и к тому, кто учится только на «два». Оценка за твои знания ни в какой мере не сказывается на отношении к тебе, т. е. это твоё личное дело. Если ты недобрал положенного количества баллов, чтобы перейти в следующий класс, тебе придётся ещё раз учиться в том же классе, при этом тебе никто не выскажет никакого упрёка. Маме во время встречи с учителями будут рассказывать, какой у неё замечательный сын, просто, видимо, он не любит математику, поэтому у него одни двойки, а так он очень милый ребёнок.
Наши дети без «палки» перестают вообще что-либо делать, а родители тут же обвиняют школу. Тем более что очень часто у родителей английского не хватает, чтобы разобраться самим, и дети перестают работать над собой – учиться. Далее: школа здесь не ставит задачу обучить специальности, она ставит задачу научить выжить. А специальность – это уже колледж. Поэтому часто слышишь, как ребёнок, приехавший из России (отличник), в 10 классе поступает здесь в 12 класс, чтобы получить аттестат. Легко закончив здесь школу и поступив в колледж, он совершенно неожиданно для себя не может выдержать этой колоссальной нагрузки, т. к. ни в одном институте только способности не помогают, нужно много трудиться. Работать приходится столько, что становится понятно, почему людей с высшим образованием здесь немного. Но те, кто его имеют, получают зарплату, иногда в 10 раз большую, чем те, кто его не имеет. Американцы – трудоспособный народ, я имею в виду именно навык трудиться. Мы учимся в колледже вечером с 6 до 10, иногда валимся от усталости. Посмотришь по сторонам – все сидят бодрые , с ясными глазами, а ведь все после работы приходят, и такого, чтобы кто-то пришёл с невыполненным заданием, не бывает. Огромное количество людей учится после работы, платят за учёбу, чтобы освоить профессию. Все знают: если найдется человек грамотней тебя, то тебя просто уволят. С детства человек приучен к тому, что уроки надо делать не для учителя и не из страха, а для себя. Если кто-то решил не продолжать учебу после школы, а идти работать, например, продавцом, то он имеет право выбрать для себя предметы с преподаванием на самом лёгком уровне (существует 3 уровня математики в каждом классе, начиная с 9-го т. е. в High School) и учиться без проблем.
Понятия «классный руководитель» вообще не существует. Есть консультант по разным оргвопросам – один-два на всю параллель (в нашей школе это 500 человек). Если ты хочешь поменять расписание или преподавателя, то записываешься на встречу со своим консультантом, и он помогает тебе решить твою проблему.
Елена, мама 10-классника, Квинс
===
НЕ ДО ГИМНОВ
Я восхищен людьми, которые учились в 30-50 годах в советских школах. Троечники пишут без ошибок, хорошисты до сих пор помнят геометрию и алгебру. Учили так, чтобы запомнить на всю жизнь. Здесь учатся, чтобы сдать, а потом можно не вспоминать…
Сравнивать школы можно и нужно, и я точно знаю, что многому ребенка можно научить лучше, быстрее, качественнее, используя комбинацию «ремень-задница», но, к сожалению, здесь это невозможно…
Американцы с удовольствием бы поменяли свою уродливую систему образования, но сделать это за один день невозможно. А начало есть. У меня сынок уже приносит «скеджул», где я должен расписываться за то, что слышал, видел и знаю, что он читал, писал, считал не меньше определенного времени – по типу наших дневников.
Я, к несчастью, не такой «трудоспособный» и имею склонность «уставать», поэтому времени на создание этого послания не потратил, и оно получилось скомканным и непоследовательным. Но, честное слово, слушать гимны системе образования, при которой ребенок может пролежать на полу в классе весь день, а то и все 12 лет, не хочу и не могу.
Без подписи…
===
ДЕТИ – НАШЕ ОТРАЖЕНИЕ
Если в семье следят за воспитанием и обучением ребенка, не забывают похвалить, укорить, когда надо, то успех все равно будет.
Дети – это во многом наше отражение. Одни будут недовольны, если ребенок выберет карьеру учителя, а не врача, потому что первое – это путь к относительной материальной бедности, а второе – к материальному богатству. Другие будут счастливы, если ребенок максимально себя реализует. Я из вторых. Мне очень жалко, что мой драгоценный уходит из дому в 9 и приходит в 4, а потом я должен с ним дополнительно заниматься тем, чему меня в советской (заметьте, не русской) школе успевали обучить за 4 урока по 45 минут. Английский в сторону – «балакать» на уровне, позволяющем смотреть «картун» (мультик), ребенок может научиться за неделю. Но есть другой английский. Впрочем, с английским в нашей школе все хорошо, даже отлично.
Я не выдержал и вступил в дискуссию, потому что мне не нравится это благоговение перед американцами, перед их необыкновенной трудоспособностью. При этом все выдается за плоды их необыкновенной школы.
В нашей эрии 50 (может быть, больше) процентов русскоязычных детей ходят в специальную русскую математическую школу (платную). Это дополнительно к тому образованию, которое дает им самое богатое в мире государство. Как правило, все родители – исправные налогоплательщики. А в нашей школе в совдепии был факультатив – бесплатно, ругали, если пропускал и топил способности.
Может быть, я не прав, но мне показалось, что было высказано мнение: если ты из совдепии, то ты сам и твои дети убогие уже по определению, что устаем и жизни не радуемся, учиться не хотим. А мы хотим, и работать можем по 20 часов, и изучаем кое-что самостоятельно. Если я не прав, то значит просто захотелось поумничать и поморочить головы аудитории.
Всем успехов, особенно вашим детям.
Марк, Хьюстон
===
Вообще считаю, что у школы в любой стране есть несколько функций:
1. Образовательная (академические знания)
2. Воспитательная (общечеловеческие ценности, мораль и нравственность)
3. Гражданская (воспитание гражданина и патриота конкретной страны)
Большинство проблем американской школы сейчас идет от провала второй функции. Так уж получилось, что я со всех сторон окружена учителями не только в школе, но и у большинства сослуживцев жены учительницы. Так вот, не только иммигранты из России на американскую школу «бочку катят», но и учителя – в абсолютно тех же самых выражениях! Просто плачутся в жилетку, что ребенок 12 лет может пролежать на полу, а по-настоящему воздействовать и заставить учиться никак нельзя. Представления о том, что ребенок лучше знает, как ему надо учиться, и что для него в жизни «fun», – главное. Результаты говорят сами за себя. Академические программы здесь неплохие, но воспользоваться ими надо хотеть, даже если они только для одаренных и работоспособных.
Без подписи
===
РАЗГОВОР В ПОЛЬЗУ БЕДНЫХ…
У нас двое детей – 4,5 и 6,5 лет. Младший в «Бэмби-Академи», а старший уже в школе. Старший заканчивает занятия в 3 часа, младшего привозят в 5 часов.
Ваши статьи о воспитании, уважаемые г-да, чуть не привели к конфликту в нашей семье. Муж стал настаивать, чтобы мы отказались от бебиситера, которая работает у нас больше 3 лет (с проживанием). Доводы мужа, на первый взгляд, вполне логичны. Пока дети были дома и бебиситер была с ними с утра до вечера, все было оправдано – и ее зарплата, и наша полная зависимость от нее. Мы могли спокойно работать: дети были накормлены и ухожены, с ними гуляли, читали книжки, играли – короче, делали все необходимое. Более того, и квартира была убрана, и обед готов. Вечера наши дети проводили, как правило, с нами. Иногда и мы могли куда-то выйти (к друзьям, в театр и т. п.), зная, что наши дети будут вовремя уложены спать. Уверены, что подобная ситуация знакома тысячам американцев.
Сейчас дети не бывают дома практически целый день, и не совсем понятно, зачем нам бебиситер на полный рабочий день с проживанием и за ту же зарплату… Тем более что и «Бэмби Академи» тоже стоит недешево…
«Подогретый» дискуссией о воспитании на ваших «Злых станицах», муж настаивает на «семейном воспитании», на большем общении с детьми, и вообще, что «надо делать хорошо и как не надо плохо…».
Доводы мужа логичны только на первый взгляд.
К сожалению, дети иногда болеют… У детей бывают каникулы, они не учатся в многочисленные праздничные дни (а мы в эти дни работаем…), и самое главное – чрезвычайно трудно, почти невозможно найти бебиситера на 2-3 часа в день, чтобы встретить детей из школы, покормить их и чем-то занять до нашего прихода.
Бабушки и дедушки у нас тоже работают и уходить на пенсию еще не собираются… Да и всякие группы продленного дня положения не меняют… По крайней мере, в случае болезни ребенка или в праздничные дни.
Вот и получается замкнутый круг: либо продолжать держать бебиситера, либо самой уходить с работы… Но тогда резко сокращается семейный бюджет…
Как вы правильно заметили, помощи от государства семьям, у которых аналогичная ситуация, практически никакой. Государство больше озабочено демократией там, где она меньше всего нужна, чем поддержкой семей своих граждан.
Как поступить?
Екатерина Яшина, Бостон

