Развитие экономики происходит циклически. За периодами бурного роста обязательно следуют спады. Для прогнозирования этих спадов экономисты используют сложнейшие математические модели, учитывающие огромное количество экономических, демографических и политических данных. Однако приближение поворотных точек в экономических циклах можно предсказывать с помощью более явных признаков, считает американский экономист Эндрю Лоуренс. Когда в какой-либо стране строится рекордно высокий небоскреб, значит экономический спад близок.
Каким бы парадоксальным ни казался на первый взгляд этот вывод, он вполне логичен. Цель строительства небоскребов – извлечь максимум выгоды и получить максимальную отдачу от строительства на сравнительно небольшом участке земли, которая при перегреве экономики дорожает сильней всего. Поэтому, по мнению Лоуренса, строительство небоскребов косвенно свидетельствует о том, что экономический рост в стране набрал весьма значительные обороты.
Эндрю Лоуренс указал, что в прошлом начало строительства высоких зданий обязательно предшествовало экономическим кризисам. Так, строительство в Нью-Йорке зданий Singer Building (завершено в 1908 г.) и Metropolitan Life Building (завершено в 1909 г.) сопровождалось финансовым кризисом 1907 г., спровоцированным отказом одного из крупных банков обналичивать чеки трастового фонда Knickerbockers. Последовавшее за этим паническое изъятие средств инвесторов практически изо всех трастовых фондов привело к наступлению кредитного кризиса, остановке ряда предприятий и к одному из самых серьезных экономических спадов в истории США. К слову сказать, одним из следствий этой паники стало образование в 1913 году Федеральной резервной системы США, призванной поддерживать стабильность финансовой системы страны.
Наступлению Великой Депрессии 1929 года предшествовало начало строительства Chrysler Building (окончено в 1930 г.) и Empire State Building (завершено в 1931 году). Далее, в 1973 и в 1974 годах в Нью-Йорке и Чикаго были возведены, соответственно, башни-близнецы Word Trade Center (разрушенного при теракте 11 сентября 2001 года) и Sears Tower. Окончание строительства этих зданий по времени совпало с экономической стагнацией 1970-х годов.
Наконец, в 1996 году в Малайзии были построены башни-близнецы Petronas, и в 1997-98 годах на страны Азии обрушился жесточайший финансовый кризис, последствия которого ощущаются и поныне.
Удивительно, но экономисты отмечают, что строительство высоких небоскребов является более надежным опережающим индикатором поворотных точек в экономических циклах, нежели традиционные индикаторы. Лишь однажды – в 1913 году – строительство рекордно высокого здания (Woolworth Building) не совпало с наступлением значительного национального кризиса, однако предшествовало началу Первой мировой войны. Если принять эту теорию на веру, то можно с достаточно высокой долей уверенности утверждать, что мировой финансовый кризис и экономический спад не за горами.
В октябре 2003 года в Тайване завершилось строительство Тайбейского финансового центра, чья высота вместе со шпилем составила 509 метров. В Шанхае японская строительная компания возводит Всемирный финансовый центр. Это здание будет несколько ниже – «всего» 498 метров.
В арабском эмирате Дубаи строится небоскреб Burj Dubai. Информация о высоте этого здания пока не раскрывается; архитекторы ограничиваются лишь приблизительными оценками: «около 690 метров». Завершить постройку предполагается в 2007-2008 году.
В Москве также планируется возвести небоскреб, который сможет на равных посоперничать с самыми высокими зданиями мира. На территории делового центра «Москва-Сити» к 2010-2011 году планируется построить башню «Россия» высотой 600 м.
И венчает все это великолепие разработанный британской архитектурной фирмой Eric Kuhne & Associates проект километровой башни для постройки в Кувейте. По подсчетам экспертов, стоимость проекта составит около $510 млрд., а время постройки здания – около 25 лет.
Итак, мы являемся свидетелями небывалого строительного бума. Благодаря хорошей макроэкономической конъюнктуре во всем мире как грибы после дождя растут небоскребы. А стало быть, через два-три года можно ожидать и всемирного экономического спада, считают некоторые эксперты. Как тут не вспомнить библейский эпизод строительства Вавилонской башни, которое не удалось довести до конца. За этим строительством, как мы помним, последовали события, которые при известной доле воображения также можно интерпретировать как мировой кризис. Остается утешаться тем, что последствия грядущего финансового кризиса вряд ли будут такими же тяжелыми, как последствия вавилонского смешения языков.