Миллионер на колесах
Максу Левчину – украинскому эмигранту, сумевшему стать своим в Кремниевой долине, сегодня исполняется всего 40 лет. Однако за его спиной уже множество успешных интернет-проектов. Состояние IT-гения оценивается в сотни миллионов долларов, а его главным детищем – электронной платежной системой PayPal – пользуются более 160 млн человек в 190 странах мира.
Не физик, не лирик
15 июля 1975 года в семье известного киевского прозаика и поэта Рафаэля Левчина и физика-теоретика Лилии Зельцман родился мальчик. Его назвали Максимилианом, в честь любимого отцовского поэта – Волошина. Никто тогда и предположить не мог, что из советского ребенка с «литературным» именем вырастет компьютерный гений. Физика и лирика с детства хорошо уживались в Максе. Он любил точные науки (а физиков, кроме мамы, в семье было немало) и успешно учился в одной из самых престижных в украинской столице физмат школе. Однако папины гены тоже давали о себе знать: мальчик писал фантастическую прозу. А также играл на кларнете.
Юношей Макс мыслил себя в будущем ученым-математиком. Но судьба распорядилась иначе. Его родители советскую власть никогда особо не жаловали, скорее даже наоборот: Рафаэль Залманович был убежденным антисоветчиком и диссидентом, а семья неоднократно сталкивалась со случаями антисемитизма, поэтому, когда в 1991 году появилась возможность покинуть страну, решение об отъезде было принято без колебаний. Так в 16 лет юный Максимилиан Левчин оказался в Чикаго.
Сумасшедший русский
К моменту переезда Макс, а именно в США его имя окончательно укоротилось до общеизвестного, уже хорошо знал английский язык. Это помогло ему быстро привыкнуть к жизни в новой стране и почувствовать себя американцем. Он окончил школу и поступил в Иллинойский университет в Урбана-Шампейне.
Время учебы Макса в университете совпало с бумом развития высоких технологий. Из громоздких и применимых только в специализированных конторах машин компьютеры превращались в товар массового потребления. Персональные компьютеры появились в каждом доме, а глобальная сеть Интернет становилась год от года всё популярнее. Вполне объяснимо, что именно компьютерные и интернет-технологии стали студенческим увлечением Макса. Он научился основным языкам программирования, стал делать веб-странички. Но его беспокоило не только, как придумать и разработать интересный проект, но и как заставить его приносить прибыль. Ник для сетевого общения в те годы Макс выбрал себе весьма провокационный: Mad Russian – «сумасшедший русский». В 1997 году Левчин закончил учебу и уехал в Кремниевую долину.
Покорение Америки и всего мира
Первые бизнес-эксперименты не принесли Максу ничего, кроме головной боли. Проект Sponsor Net, которым он занимался вместе с однокурсником Люком Носеком, никто не заметил, Net Momentum закрылся из-за отсутствия инвесторов, а Net Meridian был продан компании Microsoft за совсем скромные деньги. Но Левчин не сдавался, еще несколько стартапов принесли ему немного денег, которых всё же хватило для того, чтобы начать работу над тем, что в итоге сделало Макса миллионером. В 1999 году состоялся официальный запуск электронной платежной системы PayPal. А с октября 2000 года начался ее фантастический взлет.
Чем же система Левчина отличалась от конкурирующих, почему в итоге PayPal стала одной из самых популярных в мире? Ответов на этот вопрос много. И один такой: Макс защитил деньги клиентов от попыток хакеров их украсть. Основным минусом электронных платежных сервисов в то время как раз была их уязвимость при взломах. Также Макс принял участие в разработке защитного теста Граусбека-Левчина – одного из первых коммерческих воплощений системы CAPTCHA. Трудности с защитой в те годы испытывал и интернет-аукцион eBay, чья система расчетов Billpointо казалась крайне уязвимой. В итоге PayPal стали активно использовать для оплаты покупок в интернет-магазинах (этот рынок в США в начале 2000-х очень активно рос), и прежде всего на eBay. В 2002 году eBay купил PayPal за $1,5 млрд, доля Левчина, которому принадлежало 2,3% ее акций, составила $34 млн. В 27 лет Макс стал мультимиллионером.
Неутомимый инноватор
В 2002-м вестник Массачусетского технологического института назвал Левчина «Инноватором года», и Макс не преминул оправдать это звание. В 2004 году он в одиночку запустил новый стартап – фотохостинг Slide, сервис для удобного хранения и публикации фотографий в социальных сетях. Сначала Slide был сайтом для обмена снимками, но успех пришел, когда программа «внедрилась» в соцсети, где пользователям понравилось смотреть на свои фотографии в формате слайд-шоу. Первое время Slide позиционировался как проект для MySpace, которая была главной социальной сетью того времени, но со временем он был доработан и для появившегося позднее Facebook.
В 2010 году Google купил принадлежащий Левчину фотохостинг, сам Макс не только получил $182 млн, но и стал вице-президентом компании. По версии журнала Fortune, в 2009 году он занял 25-е место в рейтинге самых успешных бизнесменов моложе 40 лет. На базе Slide Google планировала запустить собственную социальную сеть, но вскоре планы компании изменились, и в 2011 году проект был закрыт, а Левчин покинул IT-гигант.
В 2004 году одновременно со Slide Левчин запустил еще один проект – социальную сеть Yelp, в которой пользователи оставляли отзывы о компаниях и заведениях. Этот сервис не обрел высокой популярности, но тем не менее существует и сегодня, принося владельцам более $230 млн в год. В компании Yelp Inc. Левчин все эти годы занимает пост председателя совета директоров и остается ее главным акционером.
Сейчас IT-гуру снова интересуют платежные системы, но уже виртуальные. Левчин – прекрасный прогнозист, и наблюдая за тем, как быстро растет денежный оборот в онлайн-играх, он считает, что реальность компьютерных игр с точки зрения бизнеса в ближайшее время перестанет отличаться от обычной.
Великий квантификатор
Левчин также страстный поклонник квантификации (количественное выражение качественных характеристик для последующего измерения) и лайфлоггинга (автоматическая фиксация повседневной жизни на цифровой носитель). Он делает измерения и строит графики по каждому параметру своей жизни. Например, в течение длительного времени Макс вел график размеров груди своих девушек. После свадьбы бросил. Макс женился на эмигрантке из России Нэлли Миньковой в 2008 году.
Левчин признается, что хотел бы отслеживать гораздо больше данных, чем сейчас, например: уровень кортизола, тестостерона, других гормонов, кислорода в крови, гематокрит, температуру, пульс и многое другое. Сам он говорит об этом так: «Большинство параметров, которые я отслеживаю, – это либо предикторы каких-то состояний, либо они объясняют постфактум результат моей производительности. Стресс, концентрация или ее отсутствие, реакция, физическая сила, скорость выведения молочной кислоты и другие показатели. Я собираю эти данные не из любви к цифрам, а ради достижения максимальной производительности. Я хочу быть максимально эффективным человеком, насколько это возможно для меня. Я не могу стать в два раза умнее, но я могу быть на 5% более сконцентрированным и на 3% быстрее реагировать. Чтобы получить такой небольшой бонус, нужно выполнять очень точные наблюдения и знать о влиянии каждого параметра на производительность».
В будущем такие измерения станут проводиться автоматически, уверен Левчин. Единственное, о чем он сожалеет сейчас – о примитивности современных приборов, призванных отслеживать состояние человека: «Я действительно хотел бы, чтобы кто-то начал продвигать сенсоры длительного действия: игла, которая внедряется под кожу и в течение недели собирает образцы». Макс Левчин уже пытается улучшить жизнь с помощью этого своего увлечения: его новый стартап Glow помогает женщинам забеременеть, измеряя характеристики различных процессов внутри организма.
Есть у Макса и хобби. Первый велосипед ему купила мама. Науку велоспорта он осваивал на треке, расположенном позади их дома в Киеве. Сейчас Левчин проводит время не на велодроме, а в горах Калифорнии, проезжая до 500 км в неделю. Когда Макс переехал в Кремниевую долину, велосипед пылился в гараже. Интерес к нему вернулся после продажи PayPal: Левчин тогда скучал и к тому же сильно поправился. Наконец он стал следить за своим весом и настолько похудел, что его жена, «подсадившая» его снова на велосипед, сказала ему как-то: «Еще немного, и мне придется искать нового мужа. От этого уже почти ничего не осталось».
Несколько лет назад Макс упал на скорости 65 километров в час, повредил бедро и вынужден был прекратить участвовать в гонках. Но не бросил тренироваться, чтобы не потерять форму. Хобби для Левчина – это не отдых, а соревнование, всё, как в бизнесе. Сейчас его главная цель – попасть в большой спорт. Он хочет принимать участие в марафонах и выигрывать гонки.
Но и тут Макс остается верным себе – он пользуется специальным велосипедным компьютером, измерителями мощности и сердечного ритма и датчиком вращения педалей. Это его образ жизни: этот человек не может даже несколько секунд ничего не считать.
Откровения Макса Левчина (Из интервью журналу Technology Reviewот 15 августа, 2007):
«Я действительно хотел получить научную степень по теории чисел или криптографии. Это может звучать немного странно, но если бы у меня было бесконечное количество времени и возможность сосредоточиться на чем-то, кроме бизнеса, это было бы именно то, чем я хотел бы заниматься. Однажды во время моего годового перерыва я разговорился с человеком, которого хотел бы видеть своим научным руководителем. Ему поначалу понравилась моя идея. Но в конце концов он сказал мне: “Знаешь, ты просто обманываешь сам себя. Ты хочешь создать новую компанию. Так займись этим”. Я начал спорить: “Нет, нет, давай, Дэн, я хочу, чтобы это произошло!” И он сказал: “Нет, ты хочешь начать новое дело”. И он был прав».
«Это был, вероятно, самый несчастливый год в моей жизни: между продажей PayPal и запуском Slide. Если вы испытываете удовольствие, создавая компании, если вы не способны по-настоящему расслабиться и не думать о новых идеях и работе, то вы поймете, что на самом деле отдыхать – это больно. Если бы кто-то сказал мне: “Ты будешь психовать, ты не сможешь выкинуть из головы ситуацию на рынках, это тебе принесет больше боли, чем пользы”, я не уверен, что прислушался бы. Но это действительно был год, когда я мог бы сделать что-то крутое. Вместо этого я пытался расслабиться, но это не сработало».
«Одним из интересных уроков, которые я усвоил, стал тот, что вы осознаете значение чего-то, когда этого чего-то слишком мало. Это касается и вашей личной жизни. Когда вы работаете так тяжело, как мы, создавая компании, у вас есть три часа на сон и четыре, чтобы расслабиться в выходные дни. Это лучшие четыре часа, которые у вас есть. Вы всё еще думаете о работе, но вы очень благодарны за возможность иметь свободное время, чтобы, например, прокатиться на велосипеде».