«Владеющий собой – сильнее завоевателя города»
(Пиркей Авот 4:11)
Это выражение принадлежит мудрецу Бен Зома, умершему в раннем возрасте. О нём сказано, что он был один из четырех, зашедших в Пардес и не выдержавший испытания. Среди причин его смерти – то, что он был неженат.А испытание выдержал только раби Акива, у которого жена праведница.
«Семейная жизнь имеет много хороших сторон. Не будь её, дочери всю жизнь жили бы на шее отцов и многие музыканты сидели бы без хлеба, так как тогда не было бы свадеб. Медицина учит, что холостяки обыкновенно умирают сумасшедшими, женатые же умирают, не успев сойти с ума. Холостому завязывает галстук горничная, а женатому жена. Брак хорош также своею доступностью. Жениться можно богатым, бедным, слепым, юным, старым, здоровым, больным, русским, китайцам… Исключение составляют только безумные и сумасшедшие, дураки же, болваны и скоты могут жениться сколько им угодно». (А.П. Чехов)
Как-то супруга спросила меня: «Откуда берутся хорошие жены?» Например, как в семье злодея Лавана выросли наши праматери Ривка, Рахель и Лея? Я вспомнил один комментарий — что это было в заслугу их предка Арана, брата Авраама.
Как известно, царь Нимрод за отказ поклониться идолу приказал бросить Авраама в огненную печь. Его брат Аран сказал: «Если Авраам останется живой, я пойду в печь. Если нет – поклонюсь идолу». Авраам остался жив, Аран пошел в печь и сгорел. Но в заслугу его поступка родились праматери.
Жену объяснение удовлетворило, но я попытался уточнить у учителя. Он ответил: в каббале написано, что максимальное добро приходит из места максимального зла. Всевышний творит чудо. А что может быть большим чудом, чем праведная женщина, родившаяся в семье злодея?
Итак, с жёнами более ли менее понятно. Говорят мудрецы: «сын такого-то – для себя самого, дочь такого-то – для отца её». Оттого и заслуги отцов им помогают явственней. Даже в Поколении Пустыни, как пишет Раши, женщины не попали под общее наказание.Поскольку отказались участвовать в Грехе золотого Тельца и не поддались на хитрости разведчиков, продолжая стремиться в Землю Обетованную — несмотря ни на что. И – удостоились и этой Земли, и долголетия. А как с мужчинами, где связанные с нами чудеса? (На минутку забудем, что «за каждым значимым мужчиной стоит женщина – жена или мать»)
Одного из вождей Израиля звали Ифтах. Его фигура наиболее известна в нееврейском мире. О нем писал даже Данте. Ифтах дал обет, что в случае победы он принесет в жертву первого, кто выйдет ему навстречу. Это оказалась его дочь, которую он заточил в уединении. Тора приводит его поступок, как пример человека честного, но невежественного. Мудрецы отменили бы его обет.
Но за какие заслуги его выбрали вождем? Воспользуюсь отрывком из статьи рава Нахума Шадхина.
«А Ифтах, гиладянин, был человеком храбрым. Он был сыном блудницы; а породил Ифтаха Гилад» (Шофтим, 11:1). Говорится в трактате Рош а-Шана (25б), что в своих словах пророк Шмуэль соотнес трех самых незначительных лидеров на протяжении всей истории Израиля с тремя самыми важными руководителями народа. Сказано (Теилим, 99:6): «Моше и Аарон – священники Его, а Шмуэль – среди призывающих имя Его; призывали они Г-спода, и Он ответил им». Так трактуют этот стих мудрецы: Йерубаал (Гидеон) в своем поколении был так же важен, как был важен Моше в своем. Бедан (Шимшон) в своем поколении – как Аарон в своем. Ифтах в своем поколении – как пророк Шмуэль в своем. Это должно научить нас важному правилу: даже если есть человек достойный, однако не обладающий достаточно высоким духовным уровнем, тем не менее, если он назначен главой народа – он подобен величайшим лидерам Израиля. Теперь все должны его слушаться и выполнять его приказы. Об этом также говорится в стихах: «И приди к священникам, левитам, и к судье, который будет в те дни, и расспроси, и скажут они тебе судебное решение. И поступи по слову, какое они скажут тебе с того места, которое изберет Г-сподь, и бережно исполняй все, как они укажут тебе» (Дварим, 17:9-10).
Спрашивает Маарша: если Ифтах был перечислен в списке лидеров лишь третьим, то, вероятно, даже среди тех трех руководителей народа Израиля он считается наименее идеальным. Это можно объяснить тем фактом, что он, в отличие от Гидеона и Шимшона, не получил ни одного пророчества. Да и сказано о нем, что был он сыном блудницы. В то же время, мудрецы приравнивают его к пророку Шмуэлю! Так какими заслугами можно объяснить такое отношение мудрецов Талмуда к Ифтаху?
…Поговорим о заслуге Ифтаха. Когда его братья стали оспаривать право Ифтаха на наследство их отца, сказано: «И убежал Ифтах от братьев своих, и поселился в земле Тов (в земле хорошей); и собрались к Ифтаху люди пустые, и выходили с ним» (Шофтим, 11:3). Говорится в Иерусалимском Талмуде (Швиит, 6:1): почему зовется та земля, что была вне границ Земли Израиля, эрец тов (хорошей землей)? Потому что там нет обязанности отделять маасер (десятину). Но задают комментаторы вопрос: какое же это достоинство, если человек не может выполнять заповеди, которые зависят от проживания в Святой Земле?
На основании этого вопроса, рав Моше Йехиэль Эпштейн из Ожарова в книге «Беер Моше» приводит такое объяснение. Ифтах убежал так далеко, чтобы не вступать в спор со своими братьями. Именно там, вне границ Израиля, он мог избежать противостояния с ними, и именно поэтому та земля называется нашими мудрецами хорошей землей.
Подобный ответ приводит и Рабейну Хида в книге «Хомат а-НаХ». Известно, что Ифтах был богатырем и вполне мог оказать достойное сопротивление своим братьям, тем более мудрецы говорят, что закон был на его стороне. Но он принизил себя и ушел только ради того, чтобы не запутаться в страшном споре.
Но зачем покидать границы Святой Земли? Ведь можно было поселиться в одном из городов Израиля. Если бы он поступил так, то это не спасло бы его от спора. Ведь каждый живущий в Святой Земле по закону обязан трижды в году подниматься на регель (тогда в Мишкан в Шило). Там он мог непреднамеренно встретиться со своими братьями. А вдруг он не сдержится и начнет ссору? Поэтому Ифтах настолько обезопасил себя от спора, что ушел жить за границу Земли Израиля, где нет обязанности подниматься в Мишкан.
Это объясняет нам, в чем было величие Ифтаха. Он, человек мужественный, уступил свое наследие, хотя и закон был на его стороне, только ради того, чтобы избежать спора».
Как раз недавно я получил письмо от одного из участников киевского Майдана. Он пишет, что Путин – страшная сволочь, но нынешние руководители Украины ничем ни лучше. Чем объясняется такая смена настроений? Возможно, в опьянении революцией он не видел истинного лица руководителей. Возможно, сравнивал их с Януковичем. Возможно, его чем-то обидели лично или взгляды нынешних руководителей не совпадают с его.
А возможно, как в гениальной пьесе Шварца, убившие дракона сами становятся драконами. У меня нет информации, времени и желания заниматься политиками Украины, России, Америки и даже Израиля. Потому что они для меня все одним мирром мазаны.
Мой учитель уверяет, что за всю историю человечества только царь Давид выдержал испытание властью. И действительно, чтобы не стать драконом, надо убить дракона внутри себя. Так поступил Ифтах – и его приравниваютк Шмуэлю – величайшему пророку и праведнику, «равному вместе Моше и Аарону»!
И это — единственный дракон, с которым мы можем и обязаны справиться. Как говорят грузины, пусть каждый следит за своей гуляющей теткой. Или, переиначив, убейте дракона внутри себя, и тогда придет Машиах и уберет всех остальных драконов!
https://youtu.be/q1z-PRRiyRw
Если Ифтах великий праведник, значит и В.Янукович, который тоже без спора уступил свою власть, и сбежал в Россию…- такой же великий праведник…