Термин «суперстар» был введен в обиход в 50-х годах ХХ века художником Энди Уорхолом для характеристики выдающихся и наиболее популярных голливудских актеров и актрис. Но он вполне применим для двух героинь этого очерка, появившихся задолго до Мэрилин Монро, — американской актрисы Ады Менкен (1835–1868) и французской Сары Бернар (1844–1923).
Когда Ада Менкен умерла в 33 года, Сара Бернар только начинала свое восхождение к славе. Поэтому Аду смело можно считать первой в истории суперзвездой, о выступлении которой Марк Твен, один из ее многочисленных друзей, писал: «Великолепное зрелище ослепило меня — целое созвездие, имя которому Великая Менкен, спустилось с небес».
В недавно вышедшей книге «Опасная женщина» (с подзаголовком «Жизнь, любовь и скандалы Ады Менкен, оригинальной американской суперстар») авторы Михаил и Барбара Фостер пишут: «Мэрилин Монро, возможно, никогда бы не стала легендой без того пути, который проложила блистательная, трагическая и парадоксальная американская звезда, актриса и поэт Ада Менкен».
В викторианский век, отмеченный, особенно для женщин, пуританскими правилами поведения, Ада бросила вызов общепринятым тогда ценностям и первой стала культивировать образ жизни экстравагантной и даже эпатирующей личности, о которой писали газеты и журналы, создавая ей рекламу, славу и высокие гонорары. Она одной из первых женщин начала коротко стричь волосы и у всех на виду курила. 4 раза за 7 лет Ада выходила замуж, не считая других ее любовных историй, что было совершенно неподобающим для женщин того времени. И тем не менее Ада была любимицей публики Нью-Йорка, Сан-Франциско, Лондона, Парижа.
Она родилась в Луизиане, ее национальная идентичность достаточна неопределенна. Сама Ада, отвечая одному журналисту, спросившему, правда ли, что она конвертировалась в иудаизм, сказала: «Я была рождена иудейкой и всю свою сумбурную жизнь оставалась только ею. В этой чистой и простой религии я находила величайшее спокойствие и благословение». Благодаря одному из своих отчимов она получила классическое образование, изучая иврит, латинский, греческий и французский языки.
Еще ребенком Ада танцевала в спектаклях французской оперы в Нью-Орлеане. В 18 лет она стала выступать в цирке с номером галопирующей наездницы, а в 24 года появилась в драматических спектаклях на Бродвее.
Ее первой любовью был выдающийся кубинский поэт Хуан Клементе Сенеа, с которым она познакомилась на гастролях в Гаване. Сенеа всю жизнь боролся против испанского колониального владычества на Кубе и впоследствии был убит испанцами. Ее первым мужем стал еврей из Цинциннати Александр Исаак Менкен, который был, как говорят американцы, black sheep в богатой семье, где все были купцами и лишь он один был музыкантом.
В Цинциннати Ада познакомилась с раввином Айзеком Мейером Вайсом, выдающимся лидером реформистского иудаизма в США и издателем еженедельной газеты The Israelite, в которой она в свои тогда 22 года печатала стихи и серьезные статьи на еврейские темы.
В эссе «Шерлок» (имея в виду пьесу Шекспира «Венецианский купец») Ада протестовала против стереотипных изображений евреев как отрицательных персонажей в современных ей пьесах. В других статьях она предсказывала возвращение евреев в Израиль и этим полемизировала с Вайсом, который считал Америку Землей Обетованной и был сторонником ассимиляции. Ада призывала евреев Турции восстать против угнетения и верить в пришествие Мессии, который поведет их восстанавливать Иерусалим. Она выступила в газете с резким протестом во время дела Мортары, когда католические священники в Италии организовали похищение шестилетнего еврейского мальчика Эдуардо Мортары. За 5 лет до этого он был во время болезни тайно крещен христианкой, прислуживавшей в доме его родителей, что и послужило поводом для похищения.
Ада также написала статью в защиту Лайонела Натана Ротшильда, избранного в английский парламент, место в котором он мог занять только после произнесения клятвы в верности христианству, которую он как иудей произнести не мог. «Мы должны объединиться в борьбе за права евреев», — писала она в этой статье. Ротшильд назвал Аду вдохновенной Деборой своего народа (как известно, Дебора — вдохновительница и предводительница евреев в победе над ханаанским царем, угнетавшим еврейский народ).
Вторым мужем Ады, благодаря которому она приобрела в Америке еще большую популярность, был знаменитый боксер, чемпион мира в кулачных (без боксерских перчаток) боях Джон Хинен, победивший претендента на это звание Тома Сайерса в 42 (!) раундах. Поскольку Джон использовал боксерские навыки и в отношениях с Адой, она вскоре с ним развелась.
Ее следующим мужем был Роберт Невелл, популярный американский сатирик, юморист и издатель газеты, в которой он публиковал поэзию и прозу Ады, продолжавшей также с большим успехом выступать в спектаклях и модных водевилях.
Пиком ее актерской карьеры стала главная роль в спектакле «Мазепа», основанном на одноименной поэме Байрона. Содержание поэмы имеет мало общего с биографией исторического Мазепы, и центральный эпизод пьесы заключался в том, что юного героя, пажа польского короля Яна Казимира, в наказание за связь с Терезой, юной женой важного шляхтича Фальбовского, обнаженным привязывают спиной к крупу лошади, которую отпускают в степь. При нападении волков Мазепа едва выживает. Лошадь приносит полумертвого юношу на Украину, где он благодаря своим способностям становится гетманом. Этот сюжет привлекал в XIX веке таких крупных художников, как Делакруа, Жерико, Верне и др. Кульминационной сценой спектакля было появление Менкен в роли юного Мазепы в трико телесного цвета, воссоздающей вышеописанный центральный эпизод поэмы Байрона (в театрах, где шло это представление, был построен специальный помост).
Премьера «Мазепы» состоялась в Нью-Йорке, и затем спектакль с огромным успехом шел в городах Америки и Европы. Аду стали называть «нагой женщиной» и «горизонтальной леди Годивой» (англосаксонская графиня, которая, согласно легенде, проехала обнаженной по улицам города Ковентри, сидя на лошади). Хотя ее появление в этой роли считалось в пуританский век скандальным, оно позволило Аде получить беспрецедентную международную популярность и славу.
Однако главным желанием Менкен все же было добиться признания на литературном поприще как серьезной поэтессы и эссеистки. Она водила дружбу с такими представителями мировой литературной элиты, как Чарльз Диккенс, Брет Гарт, Марк Твен, Жорж Санд, Суинберн, Александр Дюма. Сборник стихов Ады вышел через неделю после ее неожиданной смерти в возрасте 33 лет.
Сара Бернар в отличие от Ады Менкен прожила долгую жизнь и удостоилась гораздо большей известности и славы во всем мире в то время, когда театр стал необычайно популярен. Ее называли The Divine Sarah — Божественная Сара. Ее выступления в европейских столицах, Санкт-Петербурге, Каире, Стамбуле, Рио-де-Жанейро проходили в переполненных залах и с потрясающим успехом. То же самое было и во время девяти ее триумфальных гастролей в США, где она переезжала из города в город на персональном поезде. Газетные статьи о ее гастролях публиковались на первых полосах газет. Позже всерьез или, скорее, в шутку писали, что, если склеить все посвященные ей публикации в одну ленту, можно было бы ею обернуть земной шар, а если положить друг на друга все фотоснимки Сары, опубликованные в прессе, такая стопка достигла бы вершины Эйфелевой башни.
Великолепные рекламные постеры в стиле модного в конце XIX века стиля модерн (ар-деко) с изображением Сары Бернар создал один из творцов этого стиля — чешский еврей Альфонс Муха. Живописный портрет Сары написал ее друг — выдающийся художник Густав Доре. Ее именем называли духи, мыло, перчатки, пудру и другое. Да, Сара Бернар была настоящей суперзвездой и… Сара Бернар была галахической еврейкой.
Мать Сары красавицу еврейку Юдифь всегда окружали великосветские (и не только) поклонники. Одни считали ее куртизанкой, другие содержанкой. Отец, как и в случае с Адой Менкен, остался под знаком вопроса. Сара воспитывалась в пансионе при католическом монастыре, где ее в 10 лет крестили. Однако всю жизнь она гордилась своей принадлежностью к евреям, за что часто подвергалась антисемитским нападкам. Считают, что именно Сара Бернар подвигла своего друга Эмиля Золя к кампании в защиту Дрейфуса. На нее тогда обрушилась не только пресса, но и обожаемый ею сын Морис, с которым она поссорилась и целый год не разговаривала.
Судьбу Сары как актрисы решил очередной содержатель матери граф де Морни, который послал девушку на учебу в Национальную академию музыки и декламации. Через 2 года она получила ангажемент в «Комеди Франсез», где дебютировала в трагедии Расина «Ифигения в Авлиде». Уже через год ее изгнали из театра, после того как эксцентричная Сара дала пощечину одной актрисе. Настоящий успех пришел к ней в театре «Одеон», в спектаклях по пьесам ее друзей Виктора Гюго «Рюи Блаз» и Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». Интересно, что в «Одеоне» она, как и Ада Менкен (в роли Мазепы), стала исполнять роли юношей в пьесах Шекспира (роль Гамлета), Ростана и Мюссе. Через 8 лет Сара возвратилась в «Комеди Франсез», где блистала в трагедиях Расина, Вольтера, Шекспира, Гюго и других.
Получая огромные по тем временам гонорары, актриса приобрела в 1893 году театр «Ренессанс», а потом и театр «Шатле», ставший театром Сары Бернар. В нем она все делала сама: отбирала и ставила пьесы, оформляла спектакли. Чтобы покрыть расходы, Сара снялась в кино: фильм «Дама с камелиями» имел всемирный успех. Она продолжала играть в театре даже тогда, когда ей вынужденно ампутировали ногу.
С единственным официальным мужем Аристидом Дамала Сара развелась уже через несколько месяцев после свадьбы: он был очень красив, но при этом оказался наркоманом и картежником. Отцом ее сына Мориса был, по-видимому, бельгийский принц Анри де Линь. Сама она тщательно скрывала, кто был отцом ребенка. Многие мужчины, включая Зигмунда Фрейда, были влюблены в ее талант, ум и экзотическую ауру. Себя она называла одной из самых великих любовниц мира.
Сара Бернар была талантлива во всем. Она рисовала портреты, лепила скульптуры, писала романы, критические статьи и пьесы. Большим успехом пользовалась ее автобиографическая книга «Моя двойная жизнь».
Ада Менкен и Сара Бернар во многом революционизировали шоу-бизнес и проложили дорогу голливудским звездам ХХ века. Американский писатель Генри Джеймс называл Сару Бернар гением саморекламы и воплощением женского успеха. То же можно сказать и об Аде Менкен. В отличие от этих театральных звезд XIX века, сделавших себя самостоятельно, кинозвезд Голливуда в ХХ веке раскручивали целые команды профессиональных специалистов.
Читайте очерки автора из серии «Наши знаменитые люди» в «Фейсбуке»
Юрий Шоткин
Спасибо !