Страна моя — меня моложе,
Ты из руин возрождена.
Защиты я молю, о Б-же!
Нет для меня страны дороже
Той,что Создателем дана.
Тамара Ростовская
Нет в мире страны, которая привлекает большее внимание, чем Израиль. С чем это связано? Наверняка не с размерами. Просто от неё, особенно от стены Плача, наиболее короткое расстояние до Неба.
Надо сказать, что не все мудрецы относились однозначно к образованию государства Израиль в 1948 году. Есть три основных направления. (Тех странных людей из одной групп Натурей Карта, которые целовались с Арафатом, я не считаю)
Первое –«национально-религиозный лагерь», который видит в организации государства Израиль чуть ли не приход Машиаха бен Йосефа. Чисто эмоционально они мне глубоко симпатичны своей доброжелательностью к Эрец Исраэль и к Ам Исраэль. Хотелось бы этому у них научиться. С другой стороны, я по своему складу характера всегда немножко оппозиционер. Творчество и государство – не совместимы. Но я не против государства, я просто с ним параллельно. Если не будет приказа раввина – на выборы меня не загонишь.
Сам я принадлежу ко второму направлению. Вопрос о целесообразности создания Государства Израиль ныне чисто теоретический, еврею должно действовать в тех реальных условиях, в которые он поставлен, Творец ничего не делает зря. Естественно, если передо мной будет выбор между нарушением закона Торы и государственным, я нарушу закон государства. Но за 21 год проживания в Эрец Исраэль у меня ни разу не было такой дилеммы.
У меня в ешиве долгие годы преподавал рав Ицхак Вайс. Тот самый, который как-то раз заявил мне, что я задаю ему вопросы на неизвестном языке и жду ответа. Я-то сам был уверен, что спрашиваю на иврите. Ученики бывают похожи на своих учителей. Рав Вайс часто цитировал своего учителя рава Хаима Шмулевича. Как-то он сказал от его имени: «Мы не можем однозначно относиться к факту воссоздания государства Израиль. Зачем-то нам Создатель его дал. Оно далеко от совершенства, мы по-прежнему находимся в Галуте, не решены проблемы безопасности, конфликты между разными слоями общества, поэтому каждый раз мудрый рав должен определять законы поведения». Тот же рав Вайс пересказал разговор своего отца, бывшего главного раввина Цюриха, с главой третьего направления – Сатмарским Ребе. Тот считает, что безбожники, создавшие государство Израиль и продолжающие им управлять, не могут быть представителями добрых сил, потому что хорошие дела Всевышний творит через хороших людей. В то же самое время сатмарские хасиды помогают израильтянам.
Так в чем же был вопрос отца рава Вайса? «Сам праотец Яков боялся встречи с Эсавом, считая, что у того есть заслуга проживания в Эрец Исраэль и уважения отца. Разве Сатмарский ребе считает, что у сионистов нет такой заслуги?» Я переспросил отдельно рава Вайса – что же ответил ему Сатмарский Ребе? Рав сказал, что ничего не ответил. Мне это понравилось, так как я сам, проживая в Эрец Исраэль, с симпатией относился к сионистким идеям. Почему я не приехал в Израиль раньше, молодым? Супруга была как раз за, но я не хотел бросать отца и маленького брата. Отец работал журналистом, любил свою работу, его бы сняли, они остались бы без куска хлеба. Может быть, в заслугу этого я вернулся в Израиль соблюдать заповеди.
Не сомневаюсь, что Сатмарскому Ребе было что ответить. Может, он и ответил, но рав Вайс забыл. Кроме того, не на все вопросы надо давать ответы. Особенно на те, которые увеличивают споры в еврейском народе. Насчет заслуги жить в Эрец Исраэль – не знаю. Эта тема сложная, мистическая.
Поэтому давайте лучше поговорим насчет уважения к отцу. В данном случае – оказанном Эсавом. Во-первых, Ицхак был святой человек, и любое проявление уважения к праведнику награждается.
Рав Деслер спрашивает: «Каким образом злодей Эсав мог уважать отца? Ведь злодеи любят только себя». Он же отвечает: «Он был злодей, но не дурак. И понимал, что если не будет проявлять к отцу своего уважения, то дети наплюют на него самого».
Рабан Гамлиэль говорил, что он мечтал бы так относиться к своему отцу, как Эсав, который,обслуживая отца, надевал царские одежды. Но если это был спектакль, чему завидовал Рабан Гамлиэль? Ведь он прекрасно чувствовал фальшь!
У меня возникла вчера новая идея. Эсав не был абсолютным безбожником. Иначе Ицхак не захотел бы его благословлять. Он понимал, что в мире есть Б-г, управляющий миром по закону «мера за меру» и считал, что это особенно проявляется в заповеди почитания отца. И Всевышний вознаграждает сыновьей любовью за любовь к своему отцу. Мера за меру, зуб за зуб.
Точно также мусульмане, делая обрезание, получили на 1300 лет право владеть Эрец Исраэль. При всём несовершенстве как мотиваций, так и самого акта их обрезания. Не знаю, может, Сатмарский Ребе подумал, что у Эсава была большая мотивация, чем у сионистов? Может, еще что. Мне недоступны мысли мудрецов. Может, рав Вайс помнил, что отец вышел победителем в споре, но не хотел об этом рассказывать, чтобы не кинуть тень на мудреца Торы.
Ведь в спорах евреев во Имя Небес встречаются победители. В других случаях – только побежденные. То есть — победа над собой или смерть.
Должен добавить, что потомкам Эсава разрешили сжечь Храм из-за того уважения, которое их предок оказывал отцу — вотличие от беспричинной ненависти среди евреев. Представляете – злодеи уничтожают любимый дом самого Всевышнего, опускают тьму на всю землю (такая уж у них должность в мире) – и всё только из-за того, что праведные люди сорятся, а их предок с уважением относился к отцу, который являл собой полную ему противопложность! Что же будет, если достойные люди смогут уважать и принять, допустить как приемлимый — способ жизни и мировоззрение других достойных людей!?
Мидраш говорит, что во времена царя Ахава евреи, хотя и служили идолам и бунтовали против Создателя, побеждали во всех военных конфликтах – поскольку в основном в еврейском народе был мир между собой. И тот самый Создатель, которого большинство отвергало – в награду за взаимное уважение даровал им успех!
Нет, пора заканчивать, а то, неровён час, о выборах и предвыборной «агитации» заговорю.
Каждое поколение, которое не восстановило Храм, виновно так, как будто его разрушило. И негативное отношение Сатмарского Ребе, видимо, связано с глубоким пониманием Торы и ощущаемой им болью Мишны из Пиркей Авот — что любое собрание не во Имя Б-га не устоит. И что сила арабов обусловлена с тем, что они пять раз в день призывают Единого Б-га… И – что пока спасают нас только их, арабов, между собой постоянные ссоры.