Как явствует из справки, которую представили в Федеральный суд округа Колумбия трое бывших акционеров нефтяной компании ЮКОС, посольство США в Москве передало российской стороне пакет документов по исполнению решения Гаагского третейского суда о взыскании с России десятков миллиардов долларов.
Пакет включает повестку в суд и копии ходатайства истцов о признании решения арбитража и его принудительном исполнении в США, текст решения и приложений к нему с переводом на русский язык. Речь идет о тысячах страниц.
Истцы выплатили посольству США в Москве за услуги 2275 долларов. На долю истцов — Hulley Enterprises Ltd. (Кипр), Yukos Universal Ltd. (остров Мэн) и Veteran Petroleum Ltd. (Кипр) — приходилось 70% ЮКОСа.
Гаагский арбитраж присудил первому компенсацию почти в 40 млрд долларов, второму — 1,846 млрд и третьему — 8,203 млрд, всего более 50 млрд. В связи с отказом России выплачивать компенсацию с 15 января на эту сумму начала начисляться пеня, и на данный момент она, как сообщают, близка к 51 млрд. Третейский суд также постановил, что Москва должна покрыть расходы истцов на адвокатов, составляющие 60 млн долларов, и их судебные издержки по арбитражу (4,2 млн долларов).
Представляющая истцов адвокатская контора Shearman & Sterling подала в суд США прошение о признании решения Гаагского арбитража еще 25 ноября прошлого года. Прошение занимало 22 страницы, содержало краткое изложение иска, возбужденного против Российской Федерации в третейском суде, и сопровождалось приложениями в сотни страниц.
В преамбуле адвокаты истцов доказывали наличие у американского суда юрисдикции в тяжбе с Россией, ссылаясь на Нью-Йоркскую конвенцию 1958 года о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, которую подписал Советский Союз. Кроме того, Россия участвовала в разбирательстве иска в Гааге, проходившем в рамках Европейской энергетической хартии, и этим подтвердила, что ее признает, доказывали истцы.
Владимир Путин заявил на днях, что Россия хартию не ратифицировала, поэтому решение Гаагского суда исполнять не обязана. Но Россия наняла две юридические фирмы, которые в поте лица отстаивали в Гааге ее позиции, и воспользовалась своим правом назначить одного из трех членов третейского суда — видного юриста-международника Стивена Швебеля, который в конце концов проголосовал против нее вместе с двумя другими.
Как заметил в интервью «Коммерсанту» председатель Московского арбитражного третейского суда и президент Союза третейских судов Алексей Кравцов, «даже если какой-то международный договор не подписан, но страна его выполняет, значит, она его признает».
Разбирательство в Гааге имело впечатляющие масштабы.
В сентябре 2010 года экс-акционеры ЮКОСа представили арбитражу «Меморандум по существу вопроса» длиной 424 страницы, сопровождавшийся 1045 вещественными доказательствами, 9 свидетельскими показаниями и 2 экспертными докладами.
В апреле 2011 года Российская Федерация ответила «Меморандумом по существу вопроса» в 787 страниц, который сопровождали 2686 вещдоков и 8 экспертных докладов.
В марте 2012 года сторона истцов выстрелила «Меморандумом» в 474 страницы и 629 вещдоками, а РФ в ответ представила в августе того же года «Возражение» в 819 страниц с 1739 вещдоками и 7 экспертными докладами.
В октябре и ноябре 2012 года третейский суд провел 21-дневные слушания дела по существу. В декабре стороны представили свои соображения по поводу этих слушаний, которые были ограничены 100 страницами.
В августе 2013 года трибунал предложил сторонам представить свои комментарии решения Европейского суда по правам человека по поводу обращения, которому подверглись в России бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский и его партнер Платон Лебедев. Стороны так и сделали.
7 мая 2014 года третейский суд наконец объявил рассмотрение дела законченным, а 18 июля огласил свое решение о размерах компенсации, которую он постановил взыскать в пользу истцов с Российской Федерации.
Обращаясь в ноябре в американский суд, истцы цитировали решение Гаагского арбитража, в котором отмечалось, что Россия вела «фронтальное наступление на ЮКОС и его бенефициарных владельцев с целью обанкротить ЮКОС и присвоить его авуары и одновременно убрать Ходорковского с политической арены».
«Российские суды, — говорится дальше, — склонились перед волей российских государственных властей и обанкротили ЮКОС, передали его авуары компании, которая контролировалась государством, и посадили в тюрьму человека, который подавал признаки превращения в политического соперника…»
«Трибунал пришел к выводу, что главной целью Российской Федерации было не собрать налоги, а обанкротить ЮКОС и присвоить его ценное имущество», — резюмировалось в решении Гаагского арбитража. Он провозгласил, что Россия виновна в нарушении обязательств по Европейской энергетической хартии, поскольку ее действия по отношению к ЮКОСу «были, по сути дела, эквивалентны национализации или экспроприации».
Россия должна отреагировать на повестку американского суда в течение 60 дней со времени ее получения. Истцы сообщили сейчас суду, что пакет документов был передан российским властям 22 июня.
Западные адвокаты, нанятые Россией, пытаются добиться отмены решения Гаагского трибунала. «Будет удивительно, если суды откажутся признать его и обеспечить его исполнение», — писала в марте научная сотрудница факультета права Нью-Йоркского университета Хейли Андерсон.
Ни одна авантюра не может длиться вечно! Запад многое мог бы простить Путину, но не покушение на частную собственность. Это святое! Итак: нагадил Путин, а расплачиваться России, и чем дольше ее правитель будет демонстрировать амбиции, тем больше нарастает пеня, за счет процентов. Ибо счетчик давно уже включен!
Со ссылкой на выводы арбитража, Михаил Ходорковский вполне может потребовать своей реабилитации, что неотделимо от обвинения президента Путина в преступном использовании власти в личных целях. И даже заочное обвинение лишит Путина возможности покидать пределы России. Большего он не заслуживает. Если не тюрьмы, то самоизоляции!