Социальная жизнь Америки представляется замысловатым салатом разных идей, не всегда вполне совместимых. Важные компоненты салата — из основ либерализма: «Свобода, равенство…»
Последнее десятилетие свобода американцев значительно расширилась в сексуальной сфере. Это оттеснило на обочину бывший регулятор дозволенной обществом сексуальности — религию. Религиозность американцев падает, и, соответственно, растёт дозволенное в сексе. Кандидат в президенты Майк Хакаби даже предупредил, что ожидаемое признание Верховным судом США законности однополых браков сделает нелегальным христианство. Гомосексуализм стал в глазах общества равен по статусу гетеросексуальности и в некоторых кругах даже моден. Защищённость его демонстрирует административный запрет психологам в некоторых штатах оказывать психотерапевтическую помощь индивидуумам, сексуально тяготеющим к своему полу.
Следующим шагом в увеличении свободы стала медицинская помощь тем, кто желает сменить свой пол.
Свободно меняется ныне религиозная принадлежность. Обыденным стало то, за что в былые века сжигали на кострах, скажем, переход в иудаизм. В случае такого изменения человек меняет и национальность. Так, китаянка, а ныне реформистский раввин, выступая в Белом доме, заявила: «Мы, евреи, малочисленный народ». Да и сам Обама в недавнем интервью сообщил нам: «Большего еврея, чем я, в Белом доме не было». Словно мало нам своих евреев-самоненавистников и коллаборационистов!
Но недавно выяснилось, что свобода в Америке знает предел. И устанавливает этот предел второй кит, на котором покоится либерализм, — равенство. Мы можем выбирать себе религию, национальность, пол. Но можем ли мы выбрать расу? Речь идёт, понятно, о случае Рейчил Долежал — белой женщины, объявившей себя чёрной.
Казалось бы, половые различия куда существеннее, чем расовые. Основной биологический тест: разнорасовые пары нормально размножаются, а однополые не размножаются вообще. Если можно выбирать себе пол, то почему нельзя расу? Но смена расовой идентификации Долежал упёрлась в важный социальный механизм либерализма — в «позитивные действия».
Если человек в США обретёт право сам выбирать себе расу, рухнет система расовых квот при приёме на государственную работу, получении госконтрактов, поступлении в университеты. Исчезнет неравенство, необходимое в борьбе за равенство. То есть встаёт дилемма: свобода (в выборе расы) или равенство, обеспечиваемое расовыми квотами? Борцы за права против «привилегий белых», как называются те, кто ратует за расовые квоты, выступили против свободы Долежал выбрать себе расу. «Я чёрная, а Рейчил Долежал — нет», так назвала свою статью популярная журналистка Ребекка Карролл.
Интересный вопрос: чем важна человеку расовая идентификация? У белого человека, очевидно, расизмом. Эта идентификация рельефна у Диланна Руфа, беспричинно застрелившего 18 июня в церкви 9 человек. Ну ещё белый человек может загорать. В Израиле после прибытия эфиопской алии еврей уже не только белый человек. Знаю-знаю — эфиопы принадлежат к индоевропейской расе. Но разобраться в этом — белый по расе, но чёрный по цвету кожи — мне уже не под силу.
Знакомясь со случаем Рейчил Долежал, можно понять, что означает расовая идентификация для чёрных. Родители Рейчил — христианские миссионеры немецкого, шведского и чешского происхождения — после рождения дочери адаптировали троих негритянских детей и одного гаитянского. В такой семье Рейчил выросла психологически, очевидно, афроамериканкой. Она — художница, и темы её живописи традиционны для афроамериканцев. Хоть сейчас, когда скандал разразился, некоторые чёрные искусствоведы засомневались в стиле живописи Долежал. Другое занятие Рейчил — парикмахер-стилист, конечно, в африканском стиле.
С согласия родителей Рейчил усыновила своего 16-летнего чёрного приёмного брата Исайю (в мире, где можно менять пол, можно и усыновлять братьев). Другой приёмный сын её родителей Эзра обвинил Рейчил, что та «промывает мозги» Исайе «ненавистью к белым».
Основной элемент расового самосознания Долежал — тема несправедливости и страданий чёрных. Она 8 раз обращалась в полицию с жалобами на преследования её на расовой почве как чёрную, но ни одной жалобе полиция не нашла подтверждения. Например, заключили, что письмо без марки с угрозами в её почтовый ящик могла поместить только Рейчил сама, так как там требовался ключик от ящика. Английский журналист Доминик Лаусон заметил, что случай Долежал — «самый яркий пример растущего феномена, когда люди позиционируют себя как жертвы. Это следствие культуры, рисующей страдания как форму морального превосходства».
Это «моральное превосходство» у чернокожих расистов требует для своей подпитки новых несправедливостей. И когда их нет, эти несправедливости, как делает Долежал, приходится придумывать. Так, Эл Шарптон, после гибели в столкновениях с полицией чёрных парней, немедленно бросается организовывать массовые протесты, даже когда очевидна вина погибших. Да и президент Обама приводил в пример расизма Фергюсон уже после того, как стала ясна вина бандита Майкла Брауна в собственной гибели, и для сожжения города для чёрной толпы там не было никаких оправданий. То, что основой обвинений полицейских (подчас тоже чёрных) зачастую является расизм обвиняющих, видно из того, что убийство чёрных парней происходит в 70 раз чаще другими чёрными парнями, чем в столкновении с полицией. Однако эпидемия тех убийств ни Шарптоном, ни Обамой не замечается.
В одной из анкет Долежал назвала свои корни, кроме вышеприведённых европейских, индейскими, афроамериканскими, арабскими и еврейскими. В свете культа жертвы это понятно: индейцев и афроамериканцев обижали белые, арабов — евреи, а евреев — все кому не лень. Если строить свою идентификацию на несправедливых преследованиях и страданиях — понятный набор.
Искушение строить свою идентификацию на несправедливых преследованиях и страданиях присутствует и у секулярных евреев. Тема Холокоста становится для этой идентификации определяющей. Поэт Юлиан Тувим утверждал — в изложении Ильи Эренбурга: «Я поляк, потому что мне нравится быть поляком», — и определял своё еврейство «не той кровью, что течёт в жилах, а той кровью, что течет из жил». Для такого еврейства антисемитизм необходим. Как для Рейчил Долежал, чтобы чувствовать себя негритянкой, необходим хоть придуманный, но расизм. Правда, в случае Долежал — там ещё была причёска.