После того как вечером 17 июня в городке Чарльстон, в Южной Каролине, молодой белый расист Диланн Руфф расстрелял 9 чернокожих прихожан и пастора, в этом штате и по стране поднялось движение за ликвидацию флагов южан-конфедератов как символа рабовладения и белого расизма.
Вслед за флагами стали призывать к сносу памятников южанам — героям Гражданской войны. Эта волна докатилась до Нью-Йорка, и конгрессмен-афроамериканец Хаким Джеффрис, демократ из Бруклина, предложил переименовать авеню, названное в честь генерала-южанина Роберт Ли, на территории армейской базы Форт-Гамильтон, у моста Верразано. В заявлении конгрессмена Джеффриса сказано, что он не видит веской причины «называть улицу именем того, кто вел армию конфедератов в бой за сохранение рабства и расового угнетения в Америке».
Как гласит закон снежного кома, в любой бузе, то есть движении общественных протестов, главное — начать, а дальше пойдет-поедет. Выяснилось, что, пока борцы с остатками рабовладения гоняются за флагами конфедератов по югу США, этот флаг 80 лет красуется под самым носом ньюйоркцев на стене станции сабвея «Таймс-Сквер», в центре Манхэттена. Стена облицована керамической плиткой, из которой по верху выложены пресловутые «андреевские кресты» знамени южан. Как подтвердил историк Гражданской войны Дэвид Джекоу, эту мозаику выложили в 1935 году в память о скончавшемся владельце газеты New York Times Адольфе Оксе.
Окс рос в южном штате Теннесси и, по утверждению профессора Джекоу, «был сильно привязан к Конфедерации», поэтому его похоронили под флагом южан. В своей книге «Времена Гражданской войны» (Civil War Times), которая была издана три года назад, Джекоу написал, что Окс родился в Огайо, но был тесно связан с движением повстанцев-южан и писал для изданий Диксиленда — южных штатов. Его мать Берта Леви Окс была членом группы «Объединенные дочери Конфедерации» (Daughters of the Confederacy) и во время войны помогала южанам переправлять разведчиков и получать хинин.
Узнав об этом, некоторые нью-йоркские афроамериканцы, которые пользуются сабвеем, сильно возмутились. «Как черный человек, я оскорблен, это расизм, — заявил 38-летний Кейн Стид, которого это раньше не оскорбляло. — Это травмирует. Этому здесь не место». В тон ему 20-летний студент Исад Чодари сказал репортеру New York Post, что «с учетом всего недавно случившегося можно увидеть, что расизм продолжается». К этой грамотной английской фразе студент Исад почему-то добавил немецкое Kaput.
В городском управлении общественного транспорта категорически отказались считать мозаику на станции сабвея символикой южан-конфедератов. «Это геометрический узор, а не дизайн флага, и это нельзя считать ничем, кроме узора, — заявил представитель управления Кевин Ортис. — Подобные узоры из керамики других цветов можно найти на других станциях сабвея».
Тем временем Луис Фаррахан, лидер организации афроамериканцев «Нация ислама», заявил, что пришла пора спустить не только флаги южан. «Не знаю, какого черта воюют по поводу флага конфедератов, — сказал 82-летний Фаррахан. — Нужно спустить американский флаг. Потому что под ним мы страдаем так же, как под конфедератским. Против кого мы сегодня? Это те, которые несут флаг Америки».
Какой же это крест? Смешно, честное слово… Это скорее буква «х»!(Е.Шварц)