В берлинском дворике, рядом с площадью Александрплатц, есть удивительный памятник. Посвящен он женщинам, этническим немкам, которые заявили публичный протест против депортации своих мужей-евреев.
Произошло это в 1943 году, когда нацистский режим провел в Берлине последнюю чистку и арестовал тех евреев, которых “не углядели“ прежде. Их выявили, выловили, арестовали. И тогда на Розенштрассе, где находился пересылочный пункт, вышли женщины, обвинявшие власть в бесчеловечности и требовавшие освободить мужей-евреев. Это кажется невероятным, но так было. И еще более невероятным стал результат протеста: несколько тысяч евреев, согнанных на Розенштрассе для отправки в лагеря смерти, были отпущены на свободу. Более того, двадцать пять евреев, которых уже депортировали в Освенцим, через две недели были возвращены в Берлин и тоже получили свободу.
Распорядился Гиммлер лично, он был поражен героизмом и упорством немецких жен.
Карательная машина дала сбой, приговоренные к смерти жертвы остались жить.
Памятник – как напоминание о гражданском достоинстве, которое сильнее любых репрессий.
Мне видится этот исторический факт, который активно пропагандируется немцами, как героизм и сопротивление диктатуре фашизма, несколько преувеличенным. Впервые я услышал об этом на курсах немецкого много лет назад.
По «законам» Третьего Рейха члены семей из смешанных браков подвергались дискриминации наравне с их соплеменниками-евреями из обычных браков. Однако, их жизнь должны были сохранить, чтобы не вызвать фактов нелояльности со стороны членов семей, которые воевали на фронте или работали в тылу. В 1933 число смешанных браков составляло около 35.000. Решением суда 6-го июля 1938 была признана законность расторжения брака на основании того, что партнер — еврей. Поэтому число смешанных браков снизилось и составляло в 1939 г. — 20.454. В начале 1942 г. на «Wannsee-Konferenz», где было принято «окончательное решение еврейского вопроса» было также упомянуто предложение референта Wilhelm Stuckart о необходимости расторжения брака и последующей депортации в концентрационный лагерь евреев, членов семей из смешанных браков. В октябре 1943 был предложен проект такого закона, который еще раз обсуждался в январе 1944 г., однако окончательное решения так и не было принято.
В 1943 году нацистский режим провел в Берлине чистку. И когда на Розенштрассе, где находился пересылочный пункт, вышли женщины, требовавшие освободить мужей-евреев, они просто требовали соблюдение закона!
Кроме того, не требуется большой смелости или гражданского пафоса, чтобы добиваться освобождения своего ребенка или мужа. Женщины просто остались без кормильцев, ведь в ту пору мужчина зарабатывал деньги, а женщины занимались хозяйством и воспитанием детей.
Почему не известны случаи, когда бы немцы заступились за «чужих» евреев, соседей или знакомых?
Существует маленькая разница, если вы бросаете кость собаке или делите с собакой кость.