Прошло 65 лет, а я и сейчас помню этот трагический день, разделивший мир на до и после войны.
Июнь 1941 г. Хорошая погода, каникулы, мы подростки 14-16 лет, весело проводим лето. Наша компания – это ученики 55-й русской средней школы г. Киева. Большая часть ребят проживала по ул. Артема. Мы ездили на Днепр, в Пущу-Водицу, Святошино, Сырец и в Бабий Яр, где катались на плотах в залитых водой глиняных карьерах.
Часто посещали кинотеатры «Коммунар», «Чапаев», смотрели мультики в кинозале на Крещатике. Казалось, что эта вольница на всю жизнь. Многие мечтали быть военными, я и мой одноклассник Гена Подольский собирались поступать в 13-ю Киевскую военную артиллерийскую спецшколу, которая находилась на ул. Ворошилова (ныне Ярослав Вал). В довоенные годы большая часть молодежи связывала свою жизнь с Красной Армией. Многие предсказывали надвигающуюся войну с Германией, несмотря на мирный договор между СССР и Германией.
В нашей квартире на улице Артема № 65 собирались молодые командиры – товарищи моего старшего брата Михаила Кравца, служившего в 4-м полку ВНОС. Они горячо обсуждали международное положение, спорили…
Подлило масла в огонь сообщение ТАСС, что распространяются «лживые слухи» о нашем союзнике – Германии.
В кругу моих товарищей обсуждали слухи и наше участие в возможной войне. Мы вспоминали свой неудачный побег в 1937 г. в Испанию (был такой грех в нашей короткой биографии).
Вечером в субботу обсуждали предстоящее открытие Республиканского стадиона имени Н. С. Хрущева и футбольный матч с участием команды ЦДКА (ЦСКА), на который собирался я со своими старшими братьями Михаилом и Азием.
Вся семья спокойно легла спать…
В воскресенье 22 июня 1941 г. в 4 часа утра мы проснулись от взрывов.
Мама сказала, что так стреляли в Гражданскую войну, папа заметил, что это учебная тревога, которые часто были в Киеве.
Жители вышли во двор и увидели самолеты, которые летели в сторону районов города Жуляны, Святошино. По самолетам стреляли зенитные орудия, но ни один самолет не был сбит. Самолеты уходили на Восток. Чтобы лучше видеть, я и мои товарищи забрались на крышу сарая. Через некоторое время услышали взрывы и увидели столбы дыма над аэродромами, расположенными в Жулянах и в Святошино. Появился участковый милиционер, нас согнали с крыши сарая и всем предложили разойтись по домам. На расспросы отвечали рассеянно, но сообщили, что это не учебная тревога. Долго соседи не расходились по квартирам, горячо обсуждали события…
Время приближалось к полудню, и мы услышали голос диктора, что в 12 часов будет важное правительственное сообщение. Громкоговоритель находился на территории военного политического училища, расположенного в тылу наших дворов. С обращением к советскому народу обратился председатель СНК СССР В. М. Молотов. Люди слушали молча, женщины плакали. После выступления В. М. Молотова я побежал домой и взволнованно крикнул: «война!» Во дворах, на улице, в магазинах обсуждали страшную новость. Паники не было, все были настроены на быструю победу. Так, мой брат Михаил, прощаясь со своими товарищами-лейтенантами, назначил встречу после войны в самом большом ресторане Берлина. Видимо, не прошла эйфория от Польской кампании, в которой они участвовали. Встреча состоялась… на небесах, куда отправились два моих старших брата и их друзья. Пройдя все ужасы войны, потеряв на фронтах и Бабьем Яру родных, друзей и близких, я часто вспоминал шапкозакидательское настроение народа в первые дни войны…
Во второй половине дня 22 июня народ повалил в продуктовые магазины.
Память напомнила, какие трудности были в Первую мировую и Гражданскую войны. Раскупали муку, крупы, сахар, соль, спички. Родители отправили нас на «Керосинку», где продавали керосин…
Поздно вечером легли спать, но старшего брата не было с нами, начались его военные будни в войсках ПВО…
Открытие Республиканского стадиона отложили… Два билета мы сохранили, положили в шкатулку на буфете. После войны я часто посещал стадион им. Н. С. Хрущева. Многих моих друзей унесла война. Генку и меня направили в мае 1944 г. в Киевскую артиллерийскую спецшколу. Обелиск курсантам киевских спецшкол находится на здании бывшей 13 артиллерийской спецшколы на ул. Ярослав Вал.
65 лет прошло с тех пор, а для нас, выживших, это как будто было вчера.
Ветеранам войны, узникам гетто, блокадникам Ленинграда и солдатам трудового фронта низкий поклон. Здоровья на долгие годы.
Вечная слава и покой павшим в этой кровавой войне.
Яков Кравец,
ветеран Великой Отечественной Войны, секретарь Совета ветеранов отделения Квинса