25 лет со дня бомбардировки Осирака

В 1981 году, накануне праздника Шавуот, премьер-министр Израиля, Менахем Бегин, отдал приказ о начале бомбардировки иракского атомного реактора в Осираке, и самолеты вылетели на выполнение боевого задания. Эскадрилью возглавлял подполковник Зеэв Раз.

Он не сомневался, что его ударная эскадрилья самолетов F-16s долетит до Осирака и разбомбит его. С другой стороны, он серьезно сомневался, хватит ли топлива, чтобы долететь до Израиля.

Только сумасшедшее решение, в нарушение всех инструкций сбросить пустые внешние топливные баки, позволило увеличить дальность полета, что и дало летчикам возможность благополучно вернуться домой.

Двадцать пять лет спустя бывший командующий ВВС говорит, что сразу и безоговорочно поддержал решение премьер-министра Менахема Бегина, сказав, что это было правильное действие, совершенное в правильное время.

Правда, Иран отличается от Ирака, и генерал Раз уже не решился бы играть с Ахмадинеджадом в те же игры, что и с Саддамом Хусейном. По его мнению, одного воздушного удара для уничтожения ядерного потенциала недостаточно. Авиация должна только поддерживать наземные силы коалиции мировых держав.

«Бегин хотел добиться полного единства кабинета. Министры Йосеф Бург, Игаль Ядин и Эзер Вейцман вначале были против, они думали, что ничего хорошего из этого не выйдет, – сказал Раз в интервью «Джерузалем Пост». – Шимон Перес до сегодняшнего дня твердит, что это была огромная ошибка, но, в конце концов, начальник генштаба Рафаэль Эйтан, командующий ВВС Давид Иври и сам Бегин убедили остальных министров в необходимости выполнения этого плана». Раз был солдатом, получившим боевую закалку в войне Судного дня, поэтому колебания он оставил политикам. Его заботило только выполнение миссии и возвращение домой все семерых летчиков, которых он для этого задания отбирал лично.

«Первым человеком, с которым я посоветовался, был капитан Рамон (Илан Рамон, впоследствии первый израильский космонавт, погибший при крушении космического челнока «Колумбия» в 2003 году). Илан сказал, что это немного превосходит запрограммированную дальность полета, но если мы сбросим внешние топливные баки, как только они опустеют, то мы избавимся от балласта и значительно увеличим дальность полета».

Сбрасывать пустые топливные баки было очень опасно, так как на крыльях самолетов были бомбы весом по 1000 кг. «Сейчас понятно, что выбора у нас не было, но в то время это казалось сумасшествием».

«Тогда шла война между Ираном и Ираком. Иранцы пытались бомбить Осирак, и Ирак к этому был готов. У них было система ПВО SА-2 и SА-6, русские МИГ-23 и французские истребители, кроме того, местность была плоская и хорошо защищена. Они могли видеть наши самолеты за 20 минут до начала бомбардировки».

«Никто из пилотов не мог поверить: никаких истребителей, никаких радаров, никакой системы ПВО. Был какой-то зенитный огонь, но крайне неэффективный».

Раз описывает бомбардировку как абсолютное совершенство. «Все 16 бомб попали в нулевую отметку», – говорит он с гордостью. Иракский ядерный реактор был уничтожен полностью. Раз вспоминает: «За все 90 минут полета назад в Израиль их никто не пытался перехватить. Все шло, как мы запланировали. Нас как бы вела рука Всевышнего».

Вскоре после рейда некоторые инструкторы, которые учили нас летать на самолетах F-16s, когда мы получили их год тому назад, встретились с нами на базе в Рамат-Авиве. Они спросили нас, как мы смогли выполнить задание без системы дозаправки, и мы объяснили им, что сбросили пустые баки для увеличения дальности полета, что строго запрещалось инструкцией».

«Для американцев, если в инструкции написано, что запрещено, значит запрещено. Они не израильтяне», – рассмеялся Раз.

Йегуда Авнер, один из старейших израильских дипломатов, работавших с пятью премьер-министрами Израиля, вспоминает на страницах «Джерузалем Пост», как американцы были шокированы этой акцией и как Менахем Бегин защищал свое решение.

Когда самолеты были на пути к цели, – вспоминает Авнер, – Бегин дал ему прочитать психологический портрет Саддама Хусейна, составленный агентами «Мосада», «и когда я прочитал вступительный параграф, у меня забилось сердце. Там было написано: «Саддам Хусейн – хитрый, изощренный и жестокий маньяк. Он готов пойти на большой риск и на самые отчаянные действия для осуществления своих амбиций и мании величия. Обладание и использование ядерного оружия даст ему возможность угрожать Израилю и подчинить себе весь арабский мир. Он готов действовать при первой возможности, невзирая на ответный удар».

Пока Авнер читал этот текст, Бегин «ходил взад и вперед по комнате, заложив руки за спину, его губы постоянно двигались, словно он читал про себя Псалмы».

Ожидая известия, Менахем Бегин горько ругал лидера оппозиции Шимона Переса, написавшего ему несколько недель тому назад, чтобы он «отменил операцию». «Вы такое слышали?» – спрашивал на идиш Бегин Йегуду Авнера.

Когда наконец поступило сообщение, что цель была уничтожена менее чем за 90 секунд, Бегин вознес хвалу Б-гу и позвонил послу США Сэму Люису.

«Я должен сказать Вам со всей честностью, что некоторые деятели в Белом доме будут крайне возмущены, – сказал шокированный Люис. – Ваше оружие было получено в соответствии с законом об экспорте оружия и должно применяться только в целях самообороны».

«Самообороны? – возразил Бегин. – Да что может считаться большей самообороной, чем уничтожение оружия массового поражения Саддама Хусейна, который хотел поставить на колени и убить наш народ, истощить нашу инфраструктуру, словом, уничтожить нашу страну, наше существование? В течение последних месяцев я много раз повторял тебе, Сэм, что США должны что-то сделать с этим реактором, в противном случае мы это сделаем сами».

Сравнивая нынешний иранский ядерный кризис с бомбардировкой Осирака, Авнер заметил, что в правительственном коммюнике, распространенном перед самым началом праздника Шавуот, начинавшемся буквально в тот же вечер, Бегин пообещал, что Израиль никогда не позволит «врагу разрабатывать оружие массового поражения, направленное против нашего народа», и что он примет «любые превентивные меры, необходимые для защиты граждан Израиля».

Побольше таких подарков к праздникам.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора