ЕВРЕЙ: НАЦИОНАЛЬНОСТЬ ИЛИ РЕЛИГИОЗНАЯ ОБЩНОСТЬ

Проблема, обозначенная в настоящем письме в редакцию постоянно читаемого и уважаемого мною популярного “Еврейского Мира”, волнует меня лет 30, но отнюдь не в личном плане.

У меня был коллега, весьма начитанный педагог, нееврей, который при всяком удобном (для него) случае утверждал: “Еврей — не национальность, а религиозная общность.” При этом он ссылался на тот непререкаемый факт, что евреи в диаспоре выживали и сохраняли самоидентификацию именно благодаря своей “фанатичности”, “фанатическому” следованию букве и духу Торы. И на этом же основании он отождествлял национальность и религиозность.

В меру своих знаний я пытался ему доказать то, что видно всякому непредубежденному, трезвомыслящему и доброжелательному человеку. Не знаю, насколько он отказался от своей “аксиомы”, тем более совершенно не был знаком с Пятикнижием, но со временем и он, и его единомышленники перестали утверждать “очевидное”.

Эпизод второй. В прошлую зиму мне довелось познакомиться с иммигрантом-москвичом при необычных обстоятельствах. С пеной у рта он вещал: “Нет никакой еврейской нации, не существует никакой еврейской веры”, и т. д. и т. п. в том же духе. Я вспылил и спросил, кто он и откуда. Выяснилось, что он из интеллигентной еврейской семьи с весьма известной фамилией и смутным представлением о предмете спора, приехал сюда лет 30 назад благодаря пятой графе. Мне пришлось общаться с ним в течение месяца, и он признался, что сам не знает, кто он. Время нашего общения я посвятил ликбезу; слушал он меня внимательно, задавал вопросы, кое-что понял. Но вот результат: наступил Пасовер, и в один из дней он принес на работу ланч из “вкусненькой свининки” и стал предлагать ее сослуживцам, соблюдающим кашрут. За эту хамскую выходку сослуживцы высказали ему обоснованное возмущение, некоторые из них перестали с ним здороваться.

Непосредственным поводом обращения к редакции послужили последние публикации, в которых мое внимание привлек предмет спора.

В частности, в “ЕМ” N№ 608 (с. 62) опубликована статья Бориса и Эстер Колкер “Жизнь полна чудес”. Она вызывает самые светлые, радостные, преисполненные благодарности чувства к людям, добровольно начавшим борьбу за Исход евреев из последней империи. Однако в статье огорчило предложение: “Активистами совета были не только евреи, но также католики и протестанты”. Как это прикажете понимать: евреи, католики и протестанты — нации или религии? Понимаю и уважаю благородный порыв авторов статьи. Нетрудно догадаться, что они имеют в виду. Но ведь получается то, что становится основой отождествления, и, в конечном итоге, принижения самой сути и исторической роли еврейского народа и иудаизма.

Почти аналогичная фраза повторяется в корреспонденции “Встреча в Ватикане” (“ЕМ”, N№ 610, с. 64). Первый абзац набран жирным шрифтом и сообщает: “Иоанн Павел Второй… уверил их в желании улучшить отношения “между католиками и евреями”. И далее: “он боролся за развитие католическо-еврейского диалога, … сотрудничество между представителями двух религий”. Маловероятно, чтобы понтифик не знал значения подчеркнутых мною слов, чтобы он путал понятия “нация” и “религия”, отождествлял их.

Факт остается фактом: налицо смещение дефиниций “нация” и “религия”, имеющее свою историю и умышленно используемое антисемитами и антисионистами всех мастей. Это льет воду на мельницу низвергателей еврейской нации и ее духовного учения, стоявших у истоков Западной цивилизации.

Да что говорить об антисемитах, когда среди евреев нередки грамотеи, которых хлебом не корми, дай только повод провозгласить хулу в адрес Всевышнего, Торы, рабаев, синагоги, мезузы, кашрута…

Обращаюсь к редакции не за тем, чтобы упрекнуть ее за досадный недосмотр. Напротив, отмечу, что коллектив редакции, возглавляемый раввином-просветителем Арье Кацином, многое делает для укрепления еврейского национального самосознания и иудейского вероучения.

Статьи о сегодняшних проблемах еврейства Бориса Шустефа, Нехамы Шварц, Соломона Динкевича, Софии Гандлер, Игоря Аксельрода (особенно последняя статья “Роясь в окаменевшем дерьме” с весьма значимым подзаголовком “Самопознание и самопрезрение”), безусловно, играют важную роль в этом благородном деле. Но очевидно, что многое предстоит сделать для того, чтобы этнические и галахические евреи сами осмыслили суть своей национальной принадлежности и необходимость приверженности Учению, данному Всевышним только ему, своему избранному народу как его философия и образ жизни. Ничем нельзя оправдать незнание евреем той непреложной истины, что Его народ, и только он, исповедует иудаизм, т. е. иудаизм является мировоззрением еврейского народа.

Тогда и закоренелые антисемиты и антисионисты, новоявленные теологи и невежественные богохульники будут лишены права и основания путать и отождествлять два понятия, обозначающих два выдающихся уникальных явления в истории мировой цивилизации — “еврейство” и “иудаизм”.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

1 thought on “ЕВРЕЙ: НАЦИОНАЛЬНОСТЬ ИЛИ РЕЛИГИОЗНАЯ ОБЩНОСТЬ

  1. Так вот для меня еврей это национальность и не более того.Я не живу по законам Торы не соблюдаю кашрут,Йом Кипур и субботу.В иврите нет разницы между значением слова еврей и иудей оно подразумевает одно слово егуди.
    Из этого следует что каждый еврей это иудей -человек,соблюдающий заповеди Торы,ведущий еврейский образ жизни,создавший свою семью на соблюдении кашрута и шабата и передающий еврейскую традицию своим детям.
    А как вы назовёте того еврея,который ничего из выше написанного не делает,который вырос безбожником,отравленным ассимиляцией?

Comments are closed.